• Ученые впервые в истории сделали МРТ кальмару.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Животные
    Среда, 29 января 2020

Ученые впервые в истории сделали МРТ кальмару

Первое в своем роде исследование магнитно-резонансной томографии мозга кальмара показало, насколько сложна нервная система этого животного.

По словам нейробиолога Вен-Сун Чунг из Квинслендского университета (Австралия), головоногие моллюски — осьминоги, каракатицы и кальмары — имеют довольно сложный мозг. По количеству нейронных связей он превосходит мозг мышей и крыс и практически равен собачьему.

У некоторых головоногих моллюсков в мозгу более 500 миллионов нейронов, по сравнению с 200 миллионами у крысы.

Количество нейронов не обязательно коррелирует с уровнем интеллекта животного, так что говорить о том, что кальмары такие же умные, как собаки, ученые пока не спешат. Известно, что у собак — в отличие от кальмаров — довольно плотная кора головного мозга. Тем не менее, по количеству нейронный связей головоногие моллюски практически не отстают от собак, что удивило исследователей.

Первая МРТ мозга кальмара была сделана для вида Sepioteuthis lessoniana. Ученым удалось подтвердить наличие в мозге кальмара около 280 нейронных связей, которые уже были известны ранее. Кроме того, они идентифицировали 145 новых, ранее неизвестных нервных путей.

Из них более 60 процентов связаны со зрением и двигательной системой, что объясняет удивительные навыки маскировки кальмаров. По словам ученых, многие нейронные связи в мозгу животных предназначены именно для маскировки и визуальной коммуникации. Это дает кальмару уникальную способность уклоняться от хищников, охотиться и взаимодействовать с другими животными, меняя собственный цвет.

Интересно то, что технически кальмары — дальтоники. Они не различают цвета, что было подтверждено ранее теми же нейробиологами из Квинслендского университета. Эти животные способны воспринимать цвет с помощью кожи. Она изобилует фоточувствительными элементами, которые обычно присутствуют только в глазах. Фотоэлементы посылают сигналы на изменение окраски кожи. Каким образом эти сигналы обрабатывает мозг кальмара, еще предстоит узнать.

Исследование было опубликовано в журнале «iScience».

Как сообщал «Вокруг света Украина», биохимики создали искусственную кожу хамелеона, меняющую цвет. Ученые из университета Северной Каролины создали биометрический (подражающий природным объектам) материал, который может быть мягким на ощупь, жестким, когда его пытаются смять или сжать, и способен менять цвет. Синтетическую кожу с такими свойствами, по словам изобретателей, еще не создавали прежде.