• «Украинская Венеция»: ожидание и реальность.Вокруг Света. Украина
    Блоги

«Украинская Венеция»: ожидание и реальность

С самого детства мне попадались разные статьи и телепередачи о Вилково. И благодаря им у меня сформировался образ некоего уникального явления, города, похожего на настоящую Венецию с сотнями каналов и красивой архитектурой.

Вилково – это небольшой городок с населением 8200 человек, расположенный недалеко от Румыно-Украинской границы. Он был основан в 1746 году липованами-старообрядцами, о чем свидетельствует памятник на причале.

Добраться до Вилково можно самостоятельно или в составе экскурсионной группы из Одессы, как сделали мы. Однодневный тур в сентябре 2017 года с проездом в обе стороны и обедом стоил 740 грн ($30) с человека.

Выехав рано утром, наша группа прибыла на место около 12:00. Поездка прошла на ура: мы смотрели фильмы-комедии и дружно смеялись всем салоном, пока не начался рассказ экскурсовода. Благо это произошло уже в самом Вилково и длилось недолго. Обойдя условный центр города по заиленным доскам, которые здесь выполняют роль тротуаров, мы познакомились с его «проспектом» – главным каналом. По нему, как и 200 лет назад, рассекают лодки местных жителей, только уже не весельные, а моторные.

Кстати, здесь моим подростковым мечтам пришлось вступить в конфликт с реальностью. Повсюду следы постепенного упадка, многие ерики (местное название каналов) заилены, техника гниет и ржавеет… Но я решил, что дальше будет лучше, и не стал делать поспешных выводов.

Прогулявшись по центру, мы погрузились на прогулочный катер «Пеликан» и отправились на остров Квакенбург. Для тех, кто не в курсе, Вилково – последний населенный пункт на побережье Дуная перед его впадением в Черное море. Следовательно, по мере движения к дельте, можно увидеть десятки островов со своими усадьбами и причалами для водного транспорта. Примечательно, что на некоторых из этих островов нет электричества или каких-либо других коммуникаций. Еду хранят в погребах, вместо ламп пользуются свечами, а рыбы ловят столько, чтобы можно было съесть за один день.

Пока мы швартовались к деревянной набережной Квакенбурга (остров назван так из-за большого скопления лягушек в этих местах), нас встречала хозяйка местной усадьбы, декламируя стихи и произведения местного старообрядческого фольклора. Затем мы сели за большой общий стол, где нас угощали местной ухой с огромными кусками рыбы, уникальным вином «Новак» (из лозы, которая произрастает только в илистой почве этих земель) и фиточаем с медом.

Не успели мы и глазом моргнуть, как уже отдохнувших и захмелевших «Пеликан» нес нас навстречу новым приключениям. Через полчаса вокруг уже не было ни единого намека на цивилизацию – только пенящийся Дунай и заросли камыша выше человеческого роста. Еще немного – и на горизонте показалась дельта Дуная, где его воды вклиниваются в Черное Море почти на километр, оставляя длинный зеленовато-бирюзовый шлейф.

Далее последовала высадка на дикую землю небольшого островка, на котором расположен знак «0 км» (Дунай ведет свой отсчет километража от места впадения в Черное море). Все туристы наперегонки побежали фоткаться с большим черным нулем, а мы, тоже сделав несколько кадров, пошли исследовать дикое побережье дельты. Распугав пеликанов и насобирав ракушек, погрузились обратно на катер и отправились в Вилково.

Это путешествие однозначно должен совершить каждый. Однако, на мой взгляд, не стоит называть Вилково «украинской Венецией». Изначально здесь селились люди, которые тяжелым трудом добывали себе пищу. Не имея возможности сеять хлеб, первые поселенцы-липоване выращивали здесь водяной орех, из которого пекли лепешки. Это мало напоминает Венецию с ее роскошными дворцами, зажиточными торговцами и беззаботной жизнью.

Павел Спинжа – блогер, путешественник, организатор фото-туров и походов в горы.

Больше фото из путешествий – в Instagram Павла.

Читайте также блог Павла об инстаграмном поселке Санжейка в Одесской области.