• Юпитер
    Среда, 29 августа 2018

Юпитер "рос" три миллиона лет: астрономы

Притяжение молодого Юпитера разделило Солнечную систему на группу каменистых планет и газовых гигантов.

Юпитер — чемпион среди планет Солнечной системы. Его масса превышает массу Земли в 300 раз. Однако одной из самых интересных загадок этого газового гиганта остаются его рождение и рост.

Юпитер образовался из газопылевого облака, окружавшего молодую звезду, но формирование планеты происходило в несколько этапов. Остальные протопланеты Солнечной системы также внесли вклад в его развитие, считают астрономы.

Янн Алиберт и его коллеги показали, что на первом этапе своего развития, который продлился около миллиона лет, столкновения небольших (до одного метра в диаметре) небесных тел позволили будущему Юпитеру быстро расти и набирать вес – около 20 масс Земли. Однако затем протопланета стала активно притягивать и более крупные тела — уже километровых размеров.

Они не столько приносили новое вещество, сколько передавали Юпитеру дополнительную энергию и разогревали его. Это затруднило аккрецию легких газов и пыли, почти остановив рост планеты на целые два миллиона лет. К концу этого периода гигант успел набрать «всего лишь» 50 масс Земли, однако затем дорос практически до нынешних размеров за считаные сотни тысяч лет.

Авторы опирались на опубликованное в журнале PNAS в 2017 году исследование изотопного состава метеоритов. Оно показало, что между миллионом и тремя миллионами от начала Солнечной системы произошло разделение ее внутренней и внешней областей. Притяжение молодого Юпитера могло стать одним из факторов этого разделения, которое ярко выражено в Солнечной системе и сегодня — с небольшими каменистыми планетами, расположенными ближе к звезде, и газовыми гигантами у ее окраины.

Напомним, недавно астрономы обнаружили 10 новых спутников Юпитера.

По материалам Nature Astronomy