• Пражский Орлой: часы или средневековый компьютер?.Вокруг Света. Украина
    Места
    Пятница, 19 июля 2019

    Пражский Орлой: часы или средневековый компьютер?

    Нешуточная «война за Орлой» - самые старые из работающих башенных часов в мире, героя Книги рекордов Гиннеса и памятник ЮНЕСКО -   второй год бушует в Праге. 

    Знаменитый пражский Орлой, символ города, построен в 1410 году, и  до сих пор часы идут с отклонением всего в 2-3 секунды за полгода! Сейчас Орлой в процессе реконструкции, и местные астрономы сражаются с государственным Институтом национальной памяти и пражским магистратом за восстановление подлинного лица часов — такого, каким его видят эксперты.

    За то, чтобы Орлой шагал след в след с небесными сферами, вот уже 34 года отвечает кандидат наук, астроном, член Академии наук Чешской Республики, орлойник Здислав Шима. И именно он со своим коллегой, вторым орлойником, скульптором и реставратором Петром Скалой оказались сейчас на передовой.  

    Орлой

    —  Только в 2018 году циферблат Орлоя перерисовывали три раза, а запланировано переоформить и в четвертый,- рассказывает Здислав Шима.- Причем я уже могу сказать, что результат будет плохим.  Ведь Институт национального наследия ЧР и пражский магистрат так и не поняли, что циферблат Орлоя — это сложнейший астрономический прибор — астролябия.  Его нельзя просто «перекрасить».   

    Что показывает Орлой

    Орлой – своего рода средневековый компьютер. Он показывает зрителю столько астрономической информации за раз, сколько не увидишь на самых дорогих современных электронных часах.  Это форменный хай-тек XV века, причем историки считают, что некоторые его части датируются XIV-ым.  

    Что же именно можно увидеть на многослойном циферблате? Момент восхода и захода солнца, через какой знак зодиака оно проходит в данный момент, какой из знаков зодиака   уходит за линию горизонта, фазы луны, в конструкцию часов заложен наклон эклиптики Земли…

    Орлой показывает сразу четыре времени. Звездное привязывает движение земли к движению видимых звезд. На него указывает маленькая звездочка на длинной стрелке.    (Звездные сутки короче 24 часов на 4 минуты).  Современное пражское время обозначено римскими цифрами. А вот на вавилонское указывает положение золотого солнца, спроецированное на голубой фон циферблата. Каждый час отделен от другого изогнутой золотой линией и обозначен арабскими цифрами современного образца от 1 до 12.  

    Орлой

    Старочешское время показывает золотая ручка.  Это снова арабские цифры, но расположенные у самого края большого циферблата и исполненные в старинной манере. Эта временная система ориентировалось на закат солнца, что в период Средневековья было очень удобным. Представьте себя путником, который едет верхом через Прагу и видит, что золотая рука Орлоя застыла на цифре 22.  Он сразу поймет, что солнце будет над горизонтом  еще только два часа и пора искать ночлег. Ведь в те времена освещения на дорогах не было.  

    По сути, астрономическая составляющая Орлоя не менялась со времен его первого запуска.   За исключением нескольких деталей. Все оставалось таким, каким это создали профессор математики и астрономии, ректор Карлова университета Ян Шиндел и мастер Микулаш из Кадани. За такую прекрасную работу Микулаш даже получил в Праге дом. Это исторический факт, подкрепленный документами, датированными октябрем 1410 года. 

    Орлой

    Как должен выглядеть Орлой

    После современной «косметической операции»  с лица Орлоя исчезли показатели периода сумерек, длины ночи, рассвета… На него была снова перенесена «полярная ночь», которая появилась там только после реконструкции 1911 года. И которую как раз-таки следовало удалить, ведь Прага не Санкт-Петербург! На средневековых часах ее в помине не было!  

    Орлой

    К сожалению, изображений Орлоя  1410-1470 годов не сохранилось. Самое старое относится к  1735-му, оно хранится в Национальной библиотеке. Остальные исторические документы сгорели.  А в 1787 году, в эпоху Просвящения, Орлой вообще собирались сдать… в металлолом!  Тогда все считали себя очень умными и прогрессивными, а эти часы были таким «старьем». К счастью, денег, вырученных за переплавку старинного механизма, не хватило бы даже на то, чтобы заложить в башне дыру, оставшуюся от  часов. Это памятку и спасло.  

    Откровенно говоря, на данном этапе реконструкции мнения специалистов разделились.  Одни полагают, что Орлой следует восстановить до привычного варианта 1911 года, другие – за возврат к средневековому оригиналу. Мы словно переживаем дежавю.  Ведь 150 лет тому уже  разгоралась «война за Орлой». Тогда эксперты тоже не могли прийти к единому мнению по поводу внешнего вида астролябии, так что ее запустили с ошибками и переделывали через много лет. В частности, исправляли знаки Зодиака.    

    Не слишком доволен современным вариантом барочных скульптур Орлоя, воссозданных после пожара 1945 года, и  второй орлойник,  скульптор, реставратор Петр Скала. 

    — В верхнем ряду, у циферблата, вместе со Смертью, стоят Тщеславие, Зависть и Жадность, а под ними — их антиподы: Скромность, Щедрость и Человечность, в одном ряду с архангелом Михаилом, — рассказывает он. —  Причем предметы, которые они держат в руках, не имеют к данной расшифровке никакого отношения. Для барокко имели значение лишь четко выверенные жесты рук, а зеркало, кошелек, музыкальный инструмент и подзорная труба появились у фигур совсем недавно. Их вручил им в 1948 году Войтех Сухарда. Как художник-кукольник, он по-своему «приблизил скульптуры к народу». По-моему, зря, так как в оригинале речь шла о пороках и достоинствах, основе человеческой морали.  К примеру, из Щедрости он сделал Звездочета, а из Человечности — вообще Писаря, по сути, Чиновника, с учетом близости ратуши.  

    Сухарда изготовил и новые фигуры апостолов. Когда  фашисты в 1945-м обстреляли городскую ратушу, в которой скрывалось пражское сопротивление, с ней запылал и Орлой.   

    — Часы спас тогда орлойник Рудольф Весецкий,- вновь присоединился к разговору Здислав Шима.- Не дожидаясь решения бесконечной череды комиссий, которые одна за другой  обсуждали, что же делать с Орлоем, он просто увез покореженный механизм на окраину Праги. Через три года скрупулезной работы памятка вернулась к жизни. 

    Что означают символические фигуры на часах

    — А значение многих готических скульптур школы Петра Парлежа, расположенных вокруг циферблата Орлоя, мы не можем расшифровать до сих пор, —  продолжает Петр Скала. — К примеру, на Орлое есть скульптура мертвого голубя.  С нашей точки зрения, это может выглядеть чуть ли не как гибель святого духа, но я очень сомневаюсь, что Парлеж имел в виду именно это. Вот какое современное толкование могло бы быть у обезьяны, которая лезет на ветку? Вряд ли сегодня кому-то пришло бы в голову, что в действительности она обозначала «алхимика сухого процесса». Многие утверждают, что кот с головой, повернутой на 180 градусов, – символ дьявола, а вот я встречал в чешских храмах символ дьявола в виде отпечатка собачьей лапы. Его специально оставляли в каком-то углу, чтобы нечистый принял собачий след за свой собственный, решил, что уже бывал в этом месте, и пролетел мимо. 

    — Когда я впервые вошел в Орлой, почувствовал огромное уважение, удивление и восхищение по отношению к людям, которые смогли создать столь примитивными средствами такую уникальную вещь, — вспоминает Здислав Шима.- Вы можете представить себе современные часы, идеально работающие  через 600 лет? Вот и я не могу, а Орлою уже перевалило за 600. Впрочем, многие из нас недооценивают людей Средневековья. В XIV веке  при Карле IV в Праге функционировал полноценный университет, все студенты которого, не зависимо от факультета, в обязательном порядке два семестра изучали астрономию. Они наблюдали и вычисляли траектории движения небесных тел. Заметьте – без калькуляторов и компьютеров!

    Сколько раз я проходила мимо таинственной кованой дверки в башне пражского Орлоя на Старомнестской площади, страстно мечтая о том, чтобы она открылась. Ведь тогда я смогла бы заглянуть в самое сердце Чехии.  И наконец-то  действительно сходить «в гости к сказке». 

    Конечно, некоторые части старинного механизма пришлось заменить. Например, стертые подшипники, которые изначально  были квадратными. К тому же теперь массивные гири-отвесы перетягивает электрический мотор, хотя раньше это делалось вручную.   Да и шестисоткилограммовый старинный механизм Орлоя теперь  стоит на бетонной подставке, так как деревянная сгорела в 1945 году.

      

    Как известно, Орлой родился в 1410 году, но  к 1490-му о его истинных создателях забыли. Часы вообще долгое время стояли. Во время Гуситских войн было не до них, но в 1490 году их отремонтировал пражский часовщик Ян Руже (он же – мастер Гануш). Руже добавил нижний календарь, и, возможно, первую фигурку – Смерть, в напоминание о том, что жизнь быстротечна. В то время она не звонила в колокольчик, а двигала челюстями. Сотни лет создателем Орлоя считали именно его, и именно его имя обросло грустной легендой. Мол, пытались переманить кудесника в Ватикан, чтобы он сделал там часы еще лучше, но это не понравилось чешскому королю. Ревнивый правитель приказал ослепить мастера. Прошли годы, Гануш состарился и, предчувствуя скорую смерть, попросил своего ученика помочь ему подняться на старомнестскую башню и оставить его там наедине с Орлоем. Что и как он там сделал, не известно, но часы остановились. А сам мастер, вышел на крышу башни, проклял короля и бросился вниз. 

    Остальные движущиеся фигурки появились на часах только в XVII веке, а когда именно объявились апостолы, вообще загадка. Некоторые источники ошибочно привязывают это событие к 1866 году.  Последним в башне поселился петух. 

    Орлой

    В 1865 году известный художник Йозеф Манес начал работу над рисунками для нового календаря Орлоя.  В то время существовало суеверие, что тот, кто попробует изменить старомнестские часы, сойдет с ума или погибнет, но мастер трудился не покладая рук и не обращая внимание на предрассудки.  Он создал 12 романтических изображений жизни чешских крестьян Средневековья, по одному на каждый месяц. Однако в 1860 году художник съездил в Италию, откуда вернулся душевнобольным, а напряженная работа только ухудшила его состояние.  На открытие своего календаря 18 августа 1866 года Манес прийти не смог. Говорят, что обезумевший живописец часто блуждал по ночам со свечей по Старомнестской площади.  Сейчас оригинал его календаря хранится в Пражском городском музее, а Орлой украшает копия работы Е.К.Лишки.

    В разные исторические периоды Орлой как восхищал своих зрителей, так и пугал их.  К примеру, вот как звучит, пожалуй, самая зловещая теория его предназначения. Некоторые люди до сих пор считают, что эти часы являются ничем иным, как «оком дьявола». Мол, их сделали по заказу тайного братства, чтобы привлечь зевак и забрать у них жизненную энергию. По мнению мистических фаталистов, Орлой отсчитывает время, оставшееся до конца света, а каменные скульптуры на его фасаде имеют зловещий магический смысл.

    За историю существования Орлоя, всплывали имена десятков механиков, которые помогали ему сопротивляться разрушительному воздействию времени, а вот астрономов, контролирующих легендарные часы, известно только пять: Ян Шиндел (1410), Антонин Стрнад (1787-1791), Георг Бехм (1866), Емануел Прохаска (после 1945) и Здислав Шима (от 1985). 

    Текст: Елена Лань, специально для «Вокруг света. Украина».

    Фото: Алеся Кармалинская и Здислав Шима.

    Читайте также: 

    Игрушечный город Прага

    Волшебный уикенд в Праге: как слетать этой весной бесплатно

    Пражские заметки желудка-путешественника

     

    Загрузить еще