Среда, 18 декабря 2019
Влад Куцый (Vlad Kutsey) — путешественник, экспедиционный фотограф и сооснователь Adventure Monsters. В августе этого года он вместе с женой Аленой 12 дней провел в самом диком национальном парке Европы — Сареке. Ребята переходили вброд холодные реки, пробирались через болота и прокладывали собственный маршрут с помощью спутниковых снимков. Зачем? Чтобы найти то, чего еще не видели другие. Чтобы удивлять и удивляться в 21 веке, когда на Земле почти не осталось мест, где не ступала нога туриста.
Сарек – это самый дикий национальный парк Европы. По крайней мере, так говорится во всех материалах о Сареке, которые мы смогли найти в интернете. Зачем мы туда пошли? Хотели чего-то интересного. Я, как экспедиционный фотограф, охочусь за крутыми сюжетами и особенно люблю классные дебри. Те места, в которые мало кто ходит, которые мало кто вообще гуглит. Все-таки мы уже почти 10 лет путешествуем. С каждым разом хочется чего-то нового: зайти еще дальше, найти то, чего другие не находили. 21 век – сложно сейчас найти что-то новое, кого-то удивить. И вообще тяжело найти места, еще не затоптанные туристами.
Шведы очень любят природу и хотят ее сохранить максимально. Есть места, которые стоит оставить дикими. Это правильное решение, как по мне. Человек, который идет в Сарек, должен понимать, что он отправляется в самый дождливый регион страны. Ожидать, что будет все время греть солнышко, не стоит. Нужно готовиться к тому, что будешь там ходить мокрый. Второй момент – в Сареке нет ни маршрутов, ни меток, ни троп. Ты должен понимать, что вся надежда – на твою интуицию, умение ориентироваться по местности и понимать навигацию.
Мы самостоятельно составляли маршрут и прошли его за 12 дней. Хотя в идеале мы планировали пройти его за 9-10 дней, а 2-3 запасных заложили в план на всякий случай. В итоге мы еле успели на лодку, которая должна была доставить нас обратно к цивилизации. Добрались до нее минут за 45 до того, как она отправлялась. А отправляется она раз в день.
Маршрут я прокладывал с помощью спутниковых снимков Google Maps, так что он был приблизительный. Я отмечал, сколько примерно мы должны были пройти в день и где стали бы на ночевку. Уже в пути использовал часы-навигатор от Garmin, куда предварительно загрузил наш маршрут. Они показывали направление. Проходили мы по 10-15 км в день, но в дебрях и болотах Сарека это отнимало столько сил, сколько и 30 км ходьбы по Карпатам.
Зимой в Сареке все по-другому – это та Лапландия, которую видят в сказках: снег, северное сияние и вся эта красота. Снега в Сареке нет только 3 месяца в году – летом. Примерно с середины июня и до начала сентября. В это время идти там более комфортно. 6 сентября, когда мы уходили из Сарека, как раз выпал первый снег.
Добраться в Сарек можно через город Елливаре. Туда мы прилетели на самолете из Стокгольма. Можно и на поезде. Это займет больше времени, но будет дешевле. Мы выбрали самолет – и за 2 часа оказались за полярным кругом. В Елливаре мы купили газ (так как ты не можешь с ним летать в самолете) и обычную бумажную карту. От города надо проехать на автобусе до речки неподалеку от парка и переплыть ее на лодке.
Так мы добрались до старта популярного маршрута Кунгследен (Королевская тропа). Он проходит вокруг Сарека, так что все – и те, кто на Кунгследен, и те, кто в Сарек, – сначала едут в одну точку. Первые два дня, чтобы добраться до Сарека, ты идешь по маршруту Кунгследен. А потом доходишь до места, где пути расходятся. И начинаются дебри.
По Кунгследену ты идешь с сухими ногами. Но как только ты входишь в Сарек, болото сразу говорит тебе «здравствуй». В следующий раз, когда я туда пойду, я просто сразу зайду в болото или в первую речку, которую увижу на пути. Зайду — и сразу по колено намочу ноги. Ведь как это обычно происходит: видишь первое болото, начинаешь обходить, пытаться искать место, где меньше воды, тратишь время, все равно мочишь ноги, все равно ощущаешь дискомфорт. Нужно действовать по-другому. Пришел, намочил ноги — и идешь спокойно дальше. Следующие все дни у нас ноги просто не высыхали. Только тогда, когда грелись в спальнике. А на утро снова приходится надевать мокрые носки, ведь если ты каждый день будешь их менять, то вес рюкзака будет значительно больше. В Сареке ничего не высыхает.
Мы берем с собой пакетики сублимированной еды от Їдло. Это может быть лапша с грибами, рис со свининой, гречка с говядиной и т.д. Весит такой пакетик 100 граммов. И такого приема пищи хватает на 1 раз на человека. Мы взяли по 24 пакетика на одного. В Стокгольме докупили колбасу, намазки, чай, кофе – минимум, которым хотели побаловать себя в пути. Брали немного, так как мы были ограничены в весе. Я, как фотограф, таскаю с собой еще 13 кг аппаратуры. Мой рюкзак весил больше 30 кг, рюкзак жены – 26.
В Сарек мы брали с собой и летние вещи (шорты, футболки), и зимние (пуховики, шапки, рукавицы). Первые несколько дней похода температура была около +15 С, все остальные – от 0 до +2 С. Ночью, естественно, минусовая. Я бренд-амбассадор довольно известных мировых брендов в Украине: GoPro, Osprey, Garmin, Turbat, ЇDLO и Lavitate. Они и снабдили нас с женой всем необходимым: палаткой, пуховыми спальниками, мембранами, экшн-камерами, навигацией и т.д. Показательно, что все это выжило в Лапландии.
Когда поставил стоянку, лег, выкинул ноги из палатки и смотришь на красоту вокруг – это кайф. Жена захватила с собой книгу, хотя я поначалу недоумевал, зачем. Лишний вес же. И вот однажды вечером мы пришли к месту стоянки, был офигенный закат, мы поставили палатку (так как офигенный закат может очень быстро перейти в офигенный дождь), сели, и жена стала вслух читать книгу Месснера «Хрустальный горизон». Очень здорово заходило в этой всей атмосфере. Для нас это было хорошее развлечение по вечерам, в итоге за трип прочитали всю книгу.
Я пробовал развести костер хотя бы для красоты. Это сложно. Все мокрое. Нужно нести распалку, и даже при ее наличии это может занять уйму времени. Костры в Сареке можно жечь, никто не запрещает. Там и нет никого, кто будет тебе что-либо запрещать. Всем все равно, что ты туда идешь. Ты нигде не регистрируешься. Ну сказал я в магазине, где покупал карту, что иду в Сарек. Они мне ответили: «Good luck!» И все – всем наплевать. Хотя есть важное правило, которое не только этого парка касается, — не мусорить. Все, что ты принес туда с собой, обязан унести обратно.
Олени Сарека – это отдельная история. Первый день, когда я встретил оленя, сразу скинул рюкзак и пополз к нему, так как он был в кустиках. Я ведь не знал, что там болото. Короче говоря, я намочил ноги и сделал никакие снимки, так как олень был далеко. Но это все равно меня радовало. А спустя 20 минут смотрю – а там еще десятка два оленей. На 5 день я просто перестал их фоткать, чтоб не садить аккумуляторы. Оленей в Сареке настолько много, что со временем начинаешь перебирать: «О! Вот белый, его хочу сфоткать». Иногда просыпаешься, а они крутятся возле палатки.
Еще в Сареке водятся росомахи, лисы – парк кишит животными. Повсюду их черепа, кости, рога. Мы находили по 13-14 за день. Все это рядом, возле тебя. И если ты сейчас не встречаешь лося, это только потому, что он сам не хочет этого.
Самое неприятное в Сареке – количество рек и болот. Это просто морально понемногу достает. Перешел одну, вторую, третью, четвертую… Они ведь холодные. Просто идешь и думаешь: «Ну сколько можно издеваться над нами?» Все время мокро, влажно.
На 11 день мы сделали аварийную стоянку, потому что жена упала в реку. С рюкзаком, с головой, со всем. Очень тяжело было ставить палатку. Еще 2 км мы шли, искали место стоянки. Это был стресс. Палатку ставил с трясущимися руками. Каждый шаг и движение давались нелегко. Алена не могла помогать, ее всю трусило. В этот момент понимаешь, что нужно собраться, что нет права на ошибку. Когда мы уже поставили палатку и залезли в спальники, мы 1,5 часа ничего не говорили, просто сидели и смотрели перед собой.
Что дает силы? Да ты просто понимаешь, что нет выбора. Что ты сам решил сюда прийти, и обвинять тебе некого. Ты сам этого хотел, сам пошел, сам создал эти условия. Камон, справляйся.
Все трудности однозначно того стоили. Во-первых, у нас есть крутой контент. Во-вторых, уже появились желающие пойти с нами в следующую экспедицию в Сарек. Те, кто захотят, конечно, будут проходить личное собеседование. Я буду спрашивать, зачем им это нужно. Хочу убедиться, что человек не будет ныть и что он знает, на что решается. Считаю, это классный опыт. И мы туда пойдем еще — разведывать новые направления.
Фото: Влад Куцый (Vlad Kutsey)
Читайте также:
17 интересных фактов о Лапландии
450 км, 20 днів і 30 підвісних мостів: маршрут, який я пройшов би ще раз
В Швеции из-за засухи голодают олени