Исследование, проведенное Университетом Претории и опубликованное в журнале Nature Communications, показало, что лекарства для лечения рака — ингибитор JmjC ML324 и туберкулеза — препарат SQ109, , проходящие в настоящее время клинические испытания, способны победить также и малярию, уничтожая плазмодии на стадии их размножения.
Большинство современных лекарств убивают возбудителей малярии на стадии проникновения в печень, либо заражения эритроцитов, но не могут бороться с ними, когда те высвобождаются из разрушенных ими клеток, то есть, именно тогда, когда они передаются другим людям через укусы комаров. Единственный препарат, способный оказывать действие на возбудителей малярии во время трансмиссивной фазы, примахин (доступен в Украине), не получил широкого распространения из-за многочисленных побочных эффектов.
Новая линия лекарств, в случае успешного прохождения ими клинических испытаний, способна вывести борьбу с малярией на принципиально новый уровень.
Между тем, проблема заболеваемости малярией остается крайне острой. По данным ВОЗ, число дополнительных смертей от малярии, вследствие вызванных пандемией сбоев в работе служб, ведущих борьбу с ее переносчиками-комарами, значительно превышает количество погибших от COVID-19 в Африке к югу от Сахары.
По последним данным ВОЗ за 2019 год, малярия убила более 400 000 человек во всем мире, причем, абсолютное смертей, кроме нескольких тысяч, пришлось на Африку. Всего же в мире зарегистрировано 229 миллионов случаев заболевания малярией, из них в Африке — 215 миллионов.
В связи с этим, несмотря на невысокую, порядка 31−56 % эффективность противомалярийной вакцины, в Африке, с 2019 года стали практиковать массовую вакцинацию от малярии.
По материалам Reuters
Читайте также:
Ученые нашли микроб, который остановит малярию
Алжир и Аргентина объявлены свободными от малярии