• Ученые обманули малярийных комаров, заставив их пить свекольный сок вместо крови.Вокруг Света. Украина
    Технологии
    Воскресенье, 17 октября 2021

Исследователи считают, что это поможет найти компромиссное решение проблемы малярийных комаров, не прибегая к инсектицидам, и не уничтожая их полностью, что нарушило бы многие пищевые цепочки.

Пресс-служба шведского стартапа Molecular Attraction сообщила, что разработала новый способ избавиться от большей части болезнетворных малярийных комаров, заставив их выпить токсичный для них свекольный сок. Этого удалось достичь, выделив вещество, известное как HMBPP, которое присутствует в крови людей, зараженной малярийным паразитом.

Запах HMBPP привлекает комаров, побуждая их пить как можно больше крови, что эволюционно выгодно малярийным плазмодиям, поскольку расширяет базу их обитания.

Как оказалось, запах HMBPP настолько привлекателен для комаров, что с его помощью их можно заставить пить практически все, что угодно – при условии, что кислотность этой жидкости близка к кислотности крови. Вооружившись этими знаниями, исследователи предложили комарам испорченную свеклу, обработанную HMBPP и токсинами растительного происхождения. Комары с удовольствием питались этой искусственной «кровью» и вскоре погибали.

Между тем, самая большая проблема в борьбе с комарами заключается сегодня в привлечении их к ловушкам, что особо подчеркивается в заявлении на веб-сайте компании. Очевидно, что метод с использованием HMBPP решает эту проблему.

Еще одним преимуществом метода с использованием HMBPP является то, что он не привлекает другие виды насекомых, помимо пяти видов комаров Anopheles, которые являются переносчиками малярийного паразита. Это, в отличие от инсектицидов, делает предлагаемый метод оружием строго избирательного воздействия, безопасным для людей, животных и других насекомых.

Количество HMBPP и его стоимость также значительно ниже, чем количество и стоимость инсектицидов, необходимых для достижения аналогичного по масштабам эффекта.

И, наконец, новый метод позволяет уничтожать комаров достаточно избирательно, располагая ловушки в местах обитания людей. Это крайне желательно, поскольку малярийные комары играют важную роль в пищевых цепочках.

Исследование было опубликовано 7 октября в журнале Communications Biology, всего через день после того, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) одобрила первую в мире вакцину против малярии.

Всемирная организация здравоохранения одобрила использование вакцины против малярии RTS, S (Mosquirix) для детей, живущих в странах с высоким риском инфицирования. Речь идет прежде всего о странах Африки, расположенных к югу от Сахары — именно там дети чаще всего страдают от малярии.

По материалам The Daily Mail