• Накопленные в реках медикаменты угрожают здоровью планеты.Вокруг Света. Украина
    Фото: Getty Images
    Вторник, 15 февраля 2022

Накопленные в реках медикаменты угрожают здоровью планеты

Так утверждают авторы нового глобального исследования из Йоркского университета (Британия).

По мнению ученых, загрязнение рек мира фармацевтической продукцией представляет глобальную угрозу для окружающей среды и здравоохранения.

Парацетамол, никотин, кофеин, а также лекарства от эпилепсии и диабета были широко обнаружены в реках по всей планете.

В ходе исследования команда охватила 258 рек в 104 странах. Ею были взяты пробы воды в 1052 локациях.

Она обнаружила, что более четверти тестируемых рек содержали так называемые «активные фармацевтические ингредиенты» на уровне, который считается опасным для водных обитателей.

По словам исследователей, наиболее загрязненными медикаментами оказались реки Пакистана, Боливии и Эфиопии. Тогда как реки в Исландии, Норвегии и тропических лесах Амазонки показали лучшие результаты: в них попало меньше всего препаратов.

Самые загрязненные участки рек находились в основном в странах с низким и средним уровнем дохода. А также в районах, где имели место сброс сточных вод, плохое управление ими и развитое фармацевтическое производство.

Фото: Getty Images

К примеру, сильное загрязнение рек в Нигерии и Южной Африке связано в первую очередь с отсутствием инфраструктуры для очистки сточных вод.

Ситуация будет ухудшаться?

Обычно происходит следующее: человек принимает эти химические вещества, они оказывают желаемое воздействие, а затем покидают организм, рассказал доктор Джон Уилкинсон, руководитель исследования.

Ученые отметили, что воздействие многих из наиболее распространенных фармацевтических соединений на речные экосистемы до сих пор было мало известно.

Теперь исследователи знают, что растворенные в воде противозачаточные средства влияют на развитие и размножение рыб.

Кроме того, команда опасается, что повышенное присутствие антибиотиков в реках может впоследствии снизить их эффективность в качестве лекарств. Так как резистентных (устойчивых) к ним бактерий становится все больше.

По словам доктора Уилкинсона, даже самые эффективные очистные сооружения не способны полностью разложить эти соединения до того, как они попадут в реки и озера.

А доктор Вероника Эдмондс-Браун, эколог-водник из университета Хартфордшира (Британия), считает: ситуация будет лишь ухудшаться. Поскольку для борьбы с любыми болезнями люди все чаще выбирают фармакологические препараты.

Результаты исследования опубликовал журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», устойчивость к антибиотикам связали с загрязнением окружающей среды.