• ДНК из слоновой кости помогает найти браконьеров.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Происшествия
    Вторник, 15 февраля 2022

ДНК из слоновой кости помогает найти браконьеров

Ученые использовали генетический анализ конфискованных бивней, чтобы составить карту операций по торговле запрещенным товаром по всему африканскому континенту и лучше понять, кто стоит за преступлениями.

Популяция слонов в Африке быстро сокращается. Примерно с 5 миллионов слонов столетие назад до 1,3 миллиона в 1979 году и примерно до 415 000 особей в настоящее время. Запрет 1989 года на международную коммерческую торговлю слоновой костью не остановил упадок. Каждый год около 500 х тонн добытых браконьерским способом бивней слона отправляется из Африки, в основном в Азию.

В течение последних двух десятилетий Биолог Сэмюэл Вассер, один из руководителей Центра судебной экспертизы окружающей среды в Вашингтонском университете, ищет ответы на несколько ключевых вопросов: «Где добывается большая часть слоновой кости, кто ее перевозит и сколько это людей?»

Вассер работает с органами охраны дикой природы в Кении, Сингапуре, Гонконге, Малайзии и других странах, которые связываются с ним после перехвата партий слоновой кости. Он летает в страны, чтобы взять небольшие образцы бивней для анализа ДНК. В настоящее время он собрал более 4300 образцов слоновьих бивней, которые вывозили из Африки в период с 1995 года по сегодняшний день.

В 2004 году Вассер продемонстрировал, что ДНК из бивней и навоза слонов можно использовать для точного определения местонахождения животных.  В 2018 году он признал, что обнаружение идентичной ДНК в бивнях из двух разных изъятых партий слоновой кости означает, что они были получены от одного и того же животного и, вероятно, проданы одной и той же сетью браконьеров.

Новое исследование расширяет этот подход за счет идентификации ДНК, принадлежащей родителям и потомству слонов, а также братьям и сестрам. В итоге это привело к открытию, что лишь очень немногие преступные группировки стоят за большей частью торговли слоновой костью в Африке.

Поскольку самки слонов остаются в одной и той же семейной группе всю свою жизнь, а большинство самцов не уходят слишком далеко от своего семейного стада, исследователи предполагают, что бивни близких членов семьи, вероятно, были изъяты одними и теми же браконьерами в одно и то же время.

Такие генетические связи могут служить ориентиром для органов, занимающихся дикой природой, которые ищут другие доказательства — записи мобильных телефонов, номерные знаки, товаросопроводительные документы и финансовые отчеты — для установления связи между различными партиями слоновой кости.

Расследования выявили несколько очагов браконьерства, включая регионы Танзании, Кении, Ботсваны, Габона и Республики Конго. Бивни часто перевозят на склады в другом месте, чтобы объединить с другой контрабандой в транспортных контейнерах, а затем перемещают в порты. Текущие центры торговли контрабандой существуют в Кампале, Уганда; Момбаса, Кения; и Ломе, Того.

Исследователи обнаружили, что торговцы слоновой костью также часто перевозят другую контрабанду. Например, четверть крупных изъятий чешуи панголина смешана со слоновой костью. «Столкновение с этими сетями — отличный пример того, как генетику можно использовать в целях сохранения видов», — сказал Брайан Арнольд, биолог-эволюционист из Принстонского университета, не участвовавший в исследовании.

Недавно в результате одного из таких расследований были арестованы двое подозреваемых.

По материалам AP