• Фото: Shutterstock
    Животные
    Пятница, 4 октября 2019

Пчелы недосыпают, ухаживая за потомством - ученые

Химические вещества, которые выделяют куколки шмеля, могут заставить их опекунов функционировать при меньшем количестве сна.

Не только люди могут испытывать недостаток сна, ухаживая за своими детьми. Ученые утверждают, что пчелы тоже спят меньше, когда ухаживают за личинками — даже за чужими. Согласно исследованию, опубликованному в журнале «Current Biology», химические вещества, которые выделяют куколки шмеля, могут заставить их опекунов функционировать при меньшем количестве сна.

Ученые обнаружили, что рабочие пчелы не только жертвовали своим сном, чтобы ухаживать за личинками — они продолжали спать меньше, когда личинки превращались в куколок и больше не нуждались в кормлении.

По словам Гайя Блоха, профессора Еврейского университета в Иерусалиме и соавтора исследования, результаты работы показывают, что пчелы обладают определенным механизмом, который позволяет им значительно сократить длительность сна без ущерба для их мозга или других тканей. Что это за механизм — еще предстоит узнать.

Рабочие пчелы — это бесплодные самки, которые составляют самый большой процент пчел в улье. Они начинают свою жизнь как кормилицы, ухаживая за королевой и личинками, а потом начинают заботиться и о всей колонии.

Прямо как люди

Предыдущие исследования показали, что рабочие пчелы корректируют режим сна в зависимости от своей роли в колонии — фуражиры демонстрируют стабильный цикл сна и бодрствования, а кормилицы работают круглосуточно, чтобы ухаживать за потомством.

По словам ученых, тот факт, что кормящие пчелы спят мало, даже когда ухаживают за куколками, которых не нужно кормить, был самым удивительным. До этого исследователи считали, что такое поведение насекомые демонстрируют только во время кормления.

Открытие стало еще одним свидетельством того, что, подобно людям, животные также могут спать меньше, если это необходимо из-за жизненных обстоятельств.

По материалам Independent