• Фото: Shutterstock
    Животные
    Понедельник, 2 декабря 2019

Ученые нашли объяснение уникальной зрительной системы раков-богомолов

Эволюционные изменения позволили ракам-богомолам хранить и обрабатывать очень сложную визуальную информацию.

Зрительная система раков-богомолов долгое время ставила ученых в тупик. Эти невероятные существа могут воспринимать видимый, ультрафиолетовый и поляризованный свет.

Для сравнения: у людей есть три типа цветочувствительных колбочек в глазах. Благодаря им мы можем различать около 10 миллионов цветов. У раков-богомолов типов цветочувствительных колбочек 16 — можно только представить, насколько более ярким и красочным они видят наш мир.

То, как эти членистоногие размером с палец обрабатывают так много визуальных деталей с таким крошечным мозгом, до сих пор было загадкой для исследователей. Теперь ученые из Швеции, США и Австралии проанализировали ряд структур в нервной системе раков-богомолов и узнали, как эти маленькие существа развили свои удивительные способности.

Ученые с помощью методов окрашивания и микроскопии выяснили, как глазные нервы связаны с различными частями мозга этих животных, и создали своего рода карту зрительной системы рака-богомола.

Исследователи сосредоточились на почковидным теле — отделе в глазном стебельке членистоногого, тесно связанным с мозгом. У раков-богомолов оно состоит из нескольких частей.

Оказалось, что одна из них соединена нейронными связями со зрительным центром ротоногого, а другая — с органом, аналогичным по функциям грибовидному телу у насекомых. Грибовидное тело отвечает за обучение, обработку запахов и ассоциации. Зрительный центр обрабатывает визуальную информацию, а затем передает ее в ту часть мозга, которая отвечает за формирование и сохранение воспоминаний.

Как объяснил нейробиолог Николас Страусфельд из Университета Аризоны, это значит, что раки-богомолы в процессе эволюции развили особые нервные структуры и «продублировали» центры памяти. Эти эволюционные изменения позволили ракам-богомолам хранить и обрабатывать очень сложную визуальную информацию.

Исследование было опубликовано в «The Journal of Comparative Neurology».