Вторник, 6 декабря 2016
Правило №1, которое можно назвать главным законом поведения на судне: беспрекословное подчинению капитану. На борту слово этого человека – закон. Вся юридическая ответственность за происходящее лежит именно на нем, в том числе любые проступки команды. Скажем, если кто-то из членов команды набедокурил с помощью лодки, то в тюрьму сядет капитан. Именно из-за такой серьезной ответственности капитан обладает абсолютной властью на судне. Даже если его действия кажутся вам нелогичными, тем более делайте так, как говорит кэп. Если вам кажется, что человек заигрался во власть, выяснять отношения нужно не на «поле боя», а в первом же порту или же просто в более спокойной обстановке на переходе.
Особенно важно делать так, как говорит капитан, если что-то идет не по плану – непогода, например. Вспомните фильм «Белый шквал» и то, к чему привели действия матроса, который из-за неподчинения капитану затопил корабль. Это, пусть и киношный, но очень хороший пример ситуации, которая может произойти и в реальной жизни. Избрать себе подходящего капитана – важная задача. Этому человеку вы должны всецело доверять. Очень внимательно присмотритесь к своему морскому лидеру.
Правило №2: не пытаться что-то исправить, починить, сделать, как вам кажется, полезное дело без соответствующей команды кэпа. Даже, если вы опытный механик, который заметил неполадку, не стоит устранять ее самостоятельно. Главная заповедь на судне – не навреди. Вначале следует сообщить о неполадке шкиперу и, если он даст добро, приступить к устранению неполадок.
Правило №3: не стоит спешить есть то, что ты поймал. В морях и океанах водится очень много несъедобной живности. Бывают ядовитые барракуды, например. Хотя мы привыкли думать, что их можно есть и не бояться отравлений. Есть таблицы рыб, которые можно изучить заблаговременно. Или взять с собой в поездку.
В моей практике была следующая история. В Карибском море мы поймали вроде как съедобную рыбу. Нас было двое тогда. Помощника укачивало, поэтому он вообще ни на какую еду смотреть не мог, а я просто не люблю чистить рыбу. Так что мы просто выпустили рыбку в море, предварительно сфотографировав ее. Когда были уже на острове, показали снимок местному жителю, и он объяснил, что это одна из самых ядовитых рыб и нас однозначно ожидал бы летальный исход. Так что нам несказанно повезло. С тех пор я крайне острожен с живностью.
Правило №4: взять с собой аптечку и крем для загара. Если вы страдаете какими-то специфическими недугами, набирайте нужных таблеток в двукратном количестве. Нужно понимать: скорая к вам быстро не приедет, поэтому все самое нужное должно быть под рукой. На самой лодке, как правило, имеются только травматические средства, но никак не таблетки от боли в животе или ингаляторы для людей, страдающих астмой.
Правило № 5: соблюдать общепринятые правила поведения на лодке. Скажем, быть осторожными на кухне, особенно на полных парусах (во время готовки на яхте, коки часто получают ожоги), не ходить в береговой обуви (на каблуках, к примеру), не бросать мусор за борт и так далее. Вообще, перед началом путешествия капитан обязан объявить все табу. Но если этого не произошло, непременно уточните о всех можно и нельзя на борту судна. Кстати, запреты у морских волков разнятся. У меня лично как у капитана происходит эволюция: когда я был менее опытным, запретов было значительно больше, нежели сейчас. Это не хвастовство, а факт: сейчас я знаю, как быстро предотвратить ту или иную ситуацию или решить проблему в случае ее появления. Так что на моих лодках запретов для путешественников практически нет.
Правило № 6: не забывайте о припасах. Обязательно возьмите с собой еду и алкоголь. Много сладкого – энергия и калории. А вино и ром – это и лекарство, и веселье, и спасение.
Есть еще несколько советов по безопасности. Например, не лишним будет уточнить, есть ли на борту все спасательные средства и каков их срок годности. Да, следить за этим – задача капитана, но спросить о подобных вещах вполне нормально. Спасательные круги, спасательные жилеты на каждого члена экипажа плюс два дополнительных, если придется кого-то спасать в море – то, что должно быть на лодке. Если путешествуете с детьми, узнайте о детском обмундировании. Его часто на борту нет, а оно необходимо.
Гарантия безопасности членов команды – спасательный плот – коробка, которая превращается в надувную палатку. В спасательном плоту находится много необходимых вещей, которые помогут выжить. Даже если есть только плот, то, например, в Атлантике тебя рано или поздно прибьет к Карибским островам. Еще один важный пункт: на судне обязательно должно быть по три сигнальные ракеты и фальшфейера и две дымовые шашки. Все – красного цвета.
Может показаться, что свод правил огромен, но все они основаны на здравом смысле, так что легко и органично воспринимаются путешественником на борту. Не стоит думать, что правила или ограничения каким-то образом повлияют на качество отдыха – погрузившись в морской вояж, вы их даже не заметите.
Андрей Иванов – совладелец компании Fleet5, имеет 13-летний опыт капитана. Стал капитаном в 18 лет, долго оставался самым молодым в Украине. Более 100 раз переходил Черное Море. Сейчас преимущественно ходит в Средиземном, Эгейском, Ионическом, Адриатическом, Тирренском и Карибском морях.
Читайте также:
Блог Андрея «Почему морское путешествие интереснее сухопутного туризма»