Пятница, 4 мая 2018
Высотные ботинки, спальник на -40, комбинезон для восьмитысячников… Все это было в сером бауле Иры. Бауле, которые не прилетел в Непал. Конечно, Ира переживает. Быстро найти необходимое – очень сложно и затратно, даже в Катманду, который переполнен магазинами туристического снаряжения.
«Не переживай, все решится. Это же Непал» — говорю я Ире. Поиски делегировали представителю Seven Summit Trekks – нашей принимающей стороне в Непале. Нужно ехать в аэропорт, а у нас много других дел: проверить наличное и докупить недостающее снаряжение.
Для меня это уже восьмая поездка в Непал, и я веду друзей — Романа Городечного, Диму Семеренко и Иру Галай — по проверенным и знакомым местам.
Роман и Дима собираются подняться на Эверест впервые, Ира — первая украинка, покорившая знаменитую гору. Теперь она планирует совершить бескислородное восхождение на Лхоцзе (8 516 м). Я же хочу за один раз подняться на две вершины: сначала на Эверест, а потом на Лхоцзе. Всего 86 человек в мире совершили восхождение на эти две вершины в одном сезоне.
Вечер проводим за обсуждением своих планов в одном из пабов Катманду, наслаждаясь живой музыкой и горячим ромовым пуншем. Каждый час я звоню или пишу шерпе Таши, которому поручили поиски баула. Но вот в мессенджер приходит фото – нашли! Спешу обрадовать команду. Можно выдохнуть с облегчением.
Перелет в Луклу
У нас получилось по три баула вещей на каждого. Один берем с собой, здесь все, необходимое для треккинга и подхода к базовому лагерю Эвереста. В остальных двух баулах/бочках – снаряжение непосредственно для восхождения.
Встаем в пять утра и отправляемся в аэропорт. В Катманду аэропорт один, но имеет два подразделения – международный и доместик. Нам в доместик.
Каждый раз перелет в Луклу – это особая история, в которой есть место удаче, выдержке и погоде. В Луклу, воздушные врата к Эвересту, летают маленькие 15-местные самолетики. Другие просто не сядут. Аэропорт Тензига-Хиллари по праву считается одним из самых опасных в мире – взлетная полоса длиной в 500 м, под углом 10%, начинается обрывом и заканчивается стеной. В аэропорту нету компьютеров, и пилоты садятся «на глаз». Нередко здесь бывают и фатальные случаи. Так, в прошлом году борт компании Гома (на котором мы до этого летали) приземлился на несколько метров ниже взлетной полосы. Это был рейс грузовых перевозок Карго, но стюардесса и два пилота погибли.
Нас немного потрясло, пилоты заходят на посадку… Удачно! Это мое 9-е приземление в Лукле, и с каждым разом я переживаю все больше.
Подход к Эвересту
От аэропорта мы двигаемся по стандартному маршруту трека к базовому лагерю Эвереста. Все мы тренировались перед восхождением и идем в разы быстрее обычных трекеров. Очень радуюсь за Рому и Диму – ребята выдерживают темп, а ведь у них не было акклиматизации, которую я получил в треке две недели назад. За Иру не переживаю – ее главное сдерживать, чтобы не убежала.
К нам присоединилась непалка Дава. Она тоже идет на Эверест и планирует быть первой баристой на вершине мира, еще и заварить там кофе. Но ей заметно тяжелее и она сразу отстает. Видимся мы только в местах ночевок.
На треке нас сопровождает два шерпа – Пасанг (шерпа Давы) и Таши – мой шерпа. Он был на 8-ми из 14 высочайших вершин мира. В том числа два раза на К2. А в 2013 году уже выполнил с клиентом программу Эверест + Лхоцзе.
Когда идешь по одному маршруту много раз, главная ценность — в людях, которых встречаешь. Первое интересное знакомство произошло в Дебоче за ужином в местной «столовке» — dining hall.
Новозеландца я заметил сразу. Он выделялся с толпы, излучая внутреннюю силу и уверенность. К тому же я подслушал, как они с шерпой обсуждали акклиматизацию для восхождения на Эверест. Животрепещущий вопрос для всех. Я никак окончательно не мог решить, стоит для акклиматизации подниматься на Лобуче Восточную (6 189м) или акклиматизироваться уже прямо на горе. С одной стороны, Лобуче снимает необходимость дополнительного (предварительного) перехода через ледопад Кхумбу. С другой, — может забрать слишком много сил.
Наши шерпы советовали решать на месте, после прихода в базовый лагерь: оценить состояние Кхумбу и отталкиваться от этого.
Через какое-то время я подловил момент и подошел познакомиться с новозеландцем. Это был Вилли Бенегас , который 12 раз побывал на Эвересте. Для не шерпы — это очень, очень много.
Новость дня — трое клиентов «СевенСаммитТрекс» хотят подняться на Эверест+Лхоцзе и сразу перелететь на Канченджангу. Теперь мой план не кажется таким уж дерзким.
В Дингбоче (4400 метров над уровнем моря) мы пришли очень быстро. В восемь с небольшим вышли и в 11:30 уже пили чай в месте ночевки. Такой темп — одно удовольствие. Портеры несут тяжелые баулы и сильно отстают от нас. Часа на три. За это время мы успеваем сытно пообедать — стейк, салат, яблочный пирог, — пообщаться и отдохнуть. Я ем много и постоянно чувствую голод. Аппетит — это очень хорошо, значит, акклиматизация проходит нормально.
С каждым шагом мы все ближе к большим горам. Совсем другие ощущения, когда твоя цель — вершина, а не прогулка к базовому лагерю. Все чувствуют себя хорошо, пока симптомов горной болезни ни у кого нет. Из окна открывается прекрасный вид на Ама-Даблам — это одна из красивейших вершин мира, на которую мы планируем идти в октябре.
День мы провели в Дингбоче. Утром я наслаждался американо и горными видами, после завтрака мы мужской компанией поднялись на вершину 5 080 м. У Иры своя программа — она максимально бережёт силы.
Вечером посмотрели фильм «К2: Предельная высота» (фильм об альпинистах — Ред.). Не очень-то он который не особо способствует высокому моральному духу и настрою. Не надо брать в горы фильмы о горах! В горы берите тупые комедии. А о горах смотрите дома, пока не купили билеты.
После «К2» начали смотреть сериал «Экзорцист». Честно говоря, ужастики тоже не лучший вариант для вечернего просмотра. К тому же я перепил пуэра (постферментированный чай, популярный в Тибете — Ред.). Пускай дома я привык пить его постоянно, но на высоте организм все воспринимает по-другому. В итоге — ночь без сна. Только под утро два часа дремоты. Самочувствие такое себе.
С утра вышли в путь и после Туклы втянулись и набрали хороший темп. В Лобуче пришли примерно в полдень. Странно, как от лоджи зависит восприятие места. На моей памяти Лобуче всегда было приветливым, с группами треккеров мы жили в «Пирамиде». Это райское место. Сейчас же нас поселили в Mother Earth — на удивление плохой лодж с невкусной едой. Ну ничего, на этот случай у нас есть сало.
Базовый лагерь
16.04 Свершилось! Мы пришли в БЛ (базовый лагерь — ред). Последние дни меня, да и всю команду, уже начало снедать нетерпение. Хочется побыстрее закончить подход и начать акклиматизацию на горе. БЛ большой, мы идём быстро, но все равно путь к нашим палаткам занимает минут 40.
Мы пришли к обеду, часть альпинистов прибыли на пару дней раньше. Из самых интересных: индийская девочка шестнадцати лет, которая впервые в высоких горах и идёт на Эверест. И словак Питер, который побывал на 14 восьмитысячниках без кислорода. Сейчас у них с напарником план: Эверест + Лхоцзе без кислорода. Интересно даже просто сидеть и слушать их разговоры.
Высота 5330 м. ощущается, мозги работают медленнее и чувствуется давление на черепушку. Немного болит горло, нужно быть как можно более острожным и не заболеть. Столько факторов могут повлиять на результат экспедиции!
Продолжение следует.
Все фото автора.
Читайте также:
Этот мужчина собирается в 22-й раз покорить Эверест
Подниматься на Эверест теперь «проще»: обрушилась ступень Хиллари
Украинские путешественницы рассказали об уникальных переживаниях и победах над собой