Среда, 6 мая 2020
Это вторая часть рассказа о 9-м Антарктическом рейсе судна «Ихтиандр». Первую можно найти здесь.
17 декабря 1982 года — помню эти даты без всяких дневников — мы вышли в полугодовой (180 суток!) Антарктический рейс на научно-поисковом судне «Ихтиандр».
Моя дочь однажды спросила: «А зачем писать дважды одно и тоже – полугодовой и 180 суток?» Тогда я подумал, что моряки и путешественники воспринимают время не так, как остальные.
Для моряков, которые находятся далеко от дома, от родных, от привычного земного уклада, время становится особым мерилом всего. И звучит ведь совсем по-разному. Одно дело, если вы скажете «год», «полгода»… и совсем другое, если произнесете «100 дней», «180 суток», «365 дней»… Не случайно на корабле моряки отмечают «100 дней рейса». Многие ведут календари, иногда очень своеобразные, расписные.
«Ихтиандр» был построен в Керчи в 1976 году. Его водоизмещение – 3960 тонн. Экипаж состоял из 100 человек, примерно четверть – члены научной группы: гидрологи, гидрохимики, ихтиологи, гидробиологи и один морской геолог, ваш покорный слуга.
После короткого перехода через неспокойное зимнее Чёрное море мы оказались в проливе Босфор и увидели ослепительный Стамбул. Меня особенно впечатлили масштабы и красота моста, соединяющего Европу и Азию. Наш почти четырёх-тысячетонный «Ихтиандр» под ним казался речным трамвайчиком. Сам Стамбул – разношёрстный город-махина: мечети с высокими минаретами, дворцы, пятизвёздочные отели типа «Хилтон», роскошные дома, яхты… Для меня – человека, который до того момента ещё не был за границей, – все это было невероятно интересно.
Босфор мы прошли довольно быстро, всего за неполных три часа. Быстрее нельзя: есть рекомендованная скорость хода судна в проливе.
Пройдя Босфор, Мраморное море, а затем и пролив Дарданеллы, мы направились к берегам Египта и вошли в Суэцкий канал в его северном окончании у города Порт-Саид.
При подходе к Порт-Саиду морская вода сильно помутнела, поменяла цвет с синего на серый. Это была глинистая взвесь, которую несла в Средиземное море одна из величайших рек в мире – Нил. Конус выноса, как называют его геологи, очень хорошо просматривается даже из космоса.
В Порт-Саиде к нашему судну прицепили у борта небольшую синюю шлюпку. В ней — три египтянина, которые должны были сопровождать нас во время прохождения каравана. В случае внезапной аварийной остановки главного двигателя судна «шлюпочники» должны были спуститься и завести концы на паровозы, которые стоят на обеих берегах канала и предназначены для транспортировки застрявшего судна. Все это делается для того, чтобы не задерживать караван.
К нам на борт должны были подняться 5 человек: 3 шлюпочника, лоцман и инженер-электрик, но почему-то еще залезли (именно залезли, а не поднялись по трапу) человек пятнадцать посторонних. Первому помощнику капитана пришлось долго выгонять их с парохода.
К вечеру на берегу в Порт-Саиде зажглись огни. А вокруг нашего парохода снова закипела вода – один за другим подходили «чинчовщики» (от английского «change» – обмен) на своих шлюпках – по 2-3 человека в лодке. Они разложили в шлюпках товары: зажигалки, часы, джинсы, наборы женской косметики – одним словом всё, что пользовалось популярностью у советского моряка в эпоху дефицита. Взамен они просили одеколон «Шипр», цветные металлы, водку и прочий хлам, которого хватало на всяком советском пароходе. Конечно, эти обменные операции для нас были незаконны, но кого это тогда останавливало? Даже угрозы закрытия визы и всяких уголовных преследований не могли остановить этот процесс.
Одна лодка сменяла другую. Когда приходило время молитвы (мусульманин должен молиться пять раз за день с восхода солнца и до заката), в лодке расстилали на дне коврики, становились на колени и начинали молиться.
Те трое шлюпочников, которые поднялись к нам на борт, расположились на траловой палубе: у них был и примус для готовки горячих напитков (чая, кофе), и кальян, и, как говаривали наши моряки, даже марихуана. За все время прохождения канала щлюпочники ничем другим не занимались на судне, кроме того, что беспрерывно курили свой кальян.
Сначала корабли, пришедшие в Порт-Саид, швартуются в порту, как говорят моряки, «у стенки» или «на бочках», и таким способом собираются в караваны.
Когда открывается движение каравана в канал, корабли выстраиваются в цепочку и идут на юг. После двух третей пути караван входит в Большое Горькое озеро. Там корабли рассредоточиваются и ждут, когда мимо них пройдёт встречный караван кораблей, на север, потому что в канале может разместиться только одна цепочка суден.
Утром 24 декабря 1982 мы вошли в Большое Горькое озеро и стали на якорь, пропустив встречный караван, а затем двинулись по каналу дальше на юг. Всего через 4,5 часа мы оказались в Суэцком заливе Красного моря.
На обоих берегах канала валялись обломки танков и бронетранспортёров – следы относительно недавней египетско-израильской войны. На берегу Синайского полуострова были видны дома, росли пальмы, африканский же берег Египта был пустынным – сплошные голые пески.
Всё Красное море от Суэцкого канала до Баб-эль-Мандебского пролива мы прошли за 5 суток. Да, скорость нашего судна была небольшой (то ещё корыто!), к тому же в море тогда штормило, и дул встречный ветер.
Лет через двадцать, на обоих берегах этого Красного моря начнут строиться всемирно известные курорты, и я сам уже в роли директора успешной туристической компании буду отдыхать в этих отелях со своими клиентами-туристами. Такого я не мог представить тогда даже в самых смелых мечтах.
Ночью 30 декабря, накануне нового 1983 года, мы были уже в Аденском заливе и перешли в открытую часть Индийского океана. Но об этом в следущий раз.
Все фото автора
Читайте также блоги Виктора Вакарюка:
Попугай в мешке: история удивительного морского приключения
Хроники Антарктического рейса. Часть 1. Отход