• Хроники Антарктического рейса. Часть 2. Путь к Индийскому океану.Вокруг Света. Украина
    92994692_221127788987409_8572645098070736896_n
    Блоги

    Хроники Антарктического рейса. Часть 2. Путь к Индийскому океану

    Автор этого текста - морской геолог, который побывал в 50 странах мира и работал в самых экзотических местах.

    Это вторая часть рассказа о 9-м Антарктическом рейсе судна «Ихтиандр». Первую можно найти здесь.

    17 декабря 1982 года — помню эти даты без всяких дневников — мы вышли в полугодовой (180 суток!) Антарктический рейс на научно-поисковом судне «Ихтиандр».

    Моя дочь однажды спросила: «А зачем писать дважды одно и тоже – полугодовой и 180 суток?» Тогда я подумал, что моряки и путешественники воспринимают время не так, как остальные.

    Для моряков, которые находятся далеко от дома, от родных, от привычного земного уклада, время становится особым мерилом всего. И звучит ведь совсем по-разному. Одно дело, если вы скажете «год», «полгода»… и совсем другое, если произнесете «100 дней», «180 суток», «365 дней»… Не случайно на корабле моряки отмечают «100 дней рейса». Многие ведут календари, иногда очень своеобразные, расписные.

    «Ихтиандр» был построен в Керчи в 1976 году. Его водоизмещение – 3960 тонн. Экипаж состоял из 100 человек, примерно четверть – члены научной группы: гидрологи, гидрохимики, ихтиологи, гидробиологи и один морской геолог, ваш покорный слуга.

    После короткого перехода через неспокойное зимнее Чёрное море мы оказались в проливе Босфор и увидели ослепительный Стамбул. Меня особенно впечатлили масштабы и красота моста, соединяющего Европу и Азию. Наш почти четырёх-тысячетонный «Ихтиандр» под ним казался речным трамвайчиком. Сам Стамбул – разношёрстный город-махина: мечети с высокими минаретами, дворцы, пятизвёздочные отели типа «Хилтон», роскошные дома, яхты… Для меня – человека, который до того момента ещё не был за границей, – все это было невероятно интересно.

    Босфор

    Босфор мы прошли довольно быстро, всего за неполных три часа. Быстрее нельзя: есть рекомендованная скорость хода судна в проливе.

    Пройдя Босфор, Мраморное море, а затем и пролив Дарданеллы, мы направились к берегам Египта и вошли в Суэцкий канал в его северном окончании у города Порт-Саид.

    Порт-Саид: бойкая торговля «дефицитом»

    При подходе к Порт-Саиду морская вода сильно помутнела, поменяла цвет с синего на серый. Это была глинистая взвесь, которую несла в Средиземное море одна из величайших рек в мире – Нил. Конус выноса, как называют его геологи, очень хорошо просматривается даже из космоса.

    В Порт-Саиде к нашему судну прицепили у борта небольшую синюю шлюпку. В ней — три египтянина, которые должны были сопровождать нас во время прохождения каравана. В случае внезапной аварийной остановки главного двигателя судна «шлюпочники» должны были спуститься и завести концы на паровозы, которые стоят на обеих берегах канала и предназначены для транспортировки застрявшего судна. Все это делается для того, чтобы не задерживать караван.

    К нам на борт должны были подняться 5 человек: 3 шлюпочника, лоцман и инженер-электрик, но почему-то еще залезли (именно залезли, а не поднялись по трапу) человек пятнадцать посторонних. Первому помощнику капитана пришлось долго выгонять их с парохода.

    К вечеру на берегу в Порт-Саиде зажглись огни. А вокруг нашего парохода снова закипела вода – один за другим подходили «чинчовщики» (от английского «change» – обмен) на своих шлюпках – по 2-3 человека в лодке. Они разложили в шлюпках товары: зажигалки, часы, джинсы, наборы женской косметики – одним словом всё, что пользовалось популярностью у советского моряка в эпоху дефицита. Взамен они просили одеколон «Шипр», цветные металлы, водку и прочий хлам, которого хватало на всяком советском пароходе. Конечно, эти обменные операции для нас были незаконны, но кого это тогда останавливало? Даже угрозы закрытия визы и всяких уголовных преследований не могли остановить этот процесс.

    Одна лодка сменяла другую. Когда приходило время молитвы (мусульманин должен молиться пять раз за день с восхода солнца и до заката), в лодке расстилали на дне коврики, становились на колени и начинали молиться.

    Те трое шлюпочников, которые поднялись к нам на борт, расположились на траловой палубе: у них был и примус для готовки горячих напитков (чая, кофе), и кальян, и, как говаривали наши моряки, даже марихуана. За все время прохождения канала щлюпочники ничем другим не занимались на судне, кроме того, что беспрерывно курили свой кальян.

    Как корабли проходили по Суэцкому каналу 40 лет назад

    Сначала корабли, пришедшие в Порт-Саид, швартуются в порту, как говорят моряки, «у стенки» или «на бочках», и таким способом собираются в караваны.

    Когда открывается движение каравана в канал, корабли выстраиваются в цепочку и идут на юг. После двух третей пути караван входит в Большое Горькое озеро. Там корабли рассредоточиваются и ждут, когда мимо них пройдёт встречный караван кораблей, на север, потому что в канале может разместиться только одна цепочка суден.

    Утром 24 декабря 1982 мы вошли в Большое Горькое озеро и стали на якорь, пропустив встречный караван, а затем двинулись по каналу дальше на юг. Всего через 4,5 часа мы оказались в Суэцком заливе Красного моря.

    На обоих берегах канала валялись обломки танков и бронетранспортёров – следы относительно недавней египетско-израильской войны. На берегу Синайского полуострова были видны дома, росли пальмы, африканский же берег Египта был пустынным – сплошные голые пески.

    Всё Красное море от Суэцкого канала до Баб-эль-Мандебского пролива мы прошли за 5 суток. Да, скорость нашего судна была небольшой (то ещё корыто!), к тому же в море тогда штормило, и дул встречный ветер.

    Лет через двадцать, на обоих берегах этого Красного моря начнут строиться всемирно известные курорты, и я сам уже в роли директора успешной туристической компании буду отдыхать в этих отелях со своими клиентами-туристами. Такого я не мог представить тогда даже в самых смелых мечтах.

    Ночью 30 декабря, накануне нового 1983 года, мы были уже в Аденском заливе и перешли в открытую часть Индийского океана. Но об этом в следущий раз.

    Все фото автора

    Читайте также блоги Виктора Вакарюка:

    Попугай в мешке: история удивительного морского приключения

    Хроники Антарктического рейса. Часть 1. Отход

     

    Загрузить еще