• Как я с Мошулом встречалась: история моего самого необычного Рождества.Вокруг Света. Украина
    Фото автора
    Блоги

    Как я с Мошулом встречалась: история моего самого необычного Рождества

    Встретить Мошула легко. Для этого надо 25 декабря в 5 утра выехать из Одессы, проехать 300 км на юг к самому краю Бессарабии и найти центральную площадь в небольшом селе Орловка.

    В толпе местных жителей и среди непонятно откуда взявшихся людей в военной форме вы увидите двух ряженых в страшные меховые маски – это и есть Мо́шулы.

    Мошул – это языческий бог. Говорят, дальний родственник дакского бога Залмоксиса или даже самого римского Сатурна, а по-русски – «дед». Но не простой. Появляется он в селе 24 декабря во время празднования Рождества и гуляет почти сутки.   

    В наших краях этот обряд сохранился только в одном румыно-молдавком селе, но какая именно традиция – румынская или молдавская – нам его подарила, местные этнографы пока ответить не могут. Очень уж сильно все смешалось в этом многонациональном бессарабском котле.

    До 1940 года эта часть одесской области входила в состав Румынии, и Рождество тут отмечали 25 декабря. Традиция сохранилась, несмотря на то, что сейчас местные жители в основном прихожане Украинской православной церкви. Кстати, официальная церковь не поддерживает этот праздник и всячески порицает его проведение. До этого, вспоминают старожилы, уничтожить его пыталась и советская власть, но и ей Мошул оказался не по зубам.

    Сам же обряд имеет общее для всех новогодне-рождественских обрядов начало – традиционное колядование с ряжеными героями («дедами» и «солдатами»). Теперь ясно откуда взялись люди в военной форме. Ее надевают даже те, кто в армии не служил.

    Необычность обряда в том, что это сугубо мужское колядование, а Мошулов сразу два, что нетипично. Дело в том, что раньше на этом месте было два села. Потом в 1804 году была основана Орловка, но традиция деления на две части осталась. Так и собираются они в две команды, каждая из которых должна обойти все дома на своем участке. Для местных приход Мошула – долгожданное событие, и если вдруг он не зашел в твой дом, это считается плохим знаком. Поэтому все готовят деньги и угощение для колядовальников. Те, в свою очередь разучивают колядки. В идеале они должны знать 27 песен, но мне удалось услышать только две.

    Фото автора

    Встреча двух Мошулов

    Фото автора

    Сам Мошул ходит в маске из шкуры козла или кролика, украшенной колокольчиками, лентами и бумажными цветами. На его поясе – колокольчики, какие можно увидеть на местных коровах. Его задача – издавать как можно больше шума. Впечатление такое, будто главный герой исполняет танец живота. Головные уборы парней часто украшены цветами – это знак того, что у него есть любимая. А вот бусы из прищепок и красного перца на шеях – это уже то, что они наколядовали за ночь. Согласно обычаю, гости могут брать все, что им понравится на хозяйском дворе. Хотя сейчас этим обычаем не злоупотребляют.

    Фото автора

    Фото автора

    К празднику готовятся заранее, еще с Андрея: собирают и украшают маску, учат колядки, плетут «мачуке» из камыша. Колядовальники ходят по селу всю ночь, а утром встречаются на главной площади. Там и происходит кульминация. Две «команды» идут на встречу друг другу с музыкой и танцами, а иногда и перебрасывая футбольный мяч (это уже местная придумка). Впереди идут парни с «мачуке» и со всей силы бьют ими по земле, отпугивая злых духов. По мере приближения группы парней выстраиваются в некое подобие черепахи и берут на плечи своего Мошула. Так они приближаются ближе и ближе, потом опять расходятся.

    Фото автора

    Фото автора

    Так может повторяться несколько раз. Затем Мошулы решаются на импровизированную битву. Хотя в старину, говорят, битвы были самыми настоящими – стенка на стенку, одна часть села против другой. После «переговоров» Мошулы обнимаются и толпа подходит к старейшине села (в нашем случае – к голове сельсовета), поют колядки. Старейшина откупается от них, и начинается поздравление. Мошулы дарят друг другу шуточные подарки и, словно победители «Формулы-1», разбрызгивают над толпой по бутылке шампанского. Потом начинаются всеобщие танцы, а ребята удаляются для поедания калачей и распития шампанского.

    В соседней Молдове этот обряд внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Украинские этнографы хотят добиться того же. Это даст им возможность на выделяемые различными программами деньги изучить, сохранить и передать традиции будущим поколениям.

    Юлия Сущенко – одесситка, журналист, выдумщица. Автор туристических проектов, соорганизатор единственной в Украине Выставки пряничных домиков. Путешествует с девизом «Интересно там, где я».

     

    Читайте также блог Юлии «Гарни. Эллинский храм армянскому солнцу».