Среда, 26 октября 2016
Кто интересовался или бывал на Кипре, наверняка слышал о разделении острова. Летом 1974 в результате Кипрского конфликта остров разделился на две части: южную, контролируемую греко-киприотами, и северную, контролируемую турко-киприотами (читай Турцией). Основную и оккупированную части острова разделяет так называемая «Зеленая линия» — буферная зона, которая охраняется Вооруженными силами ООН по поддержанию мира на Кипре.
Оккупированная турками часть острова занимает около 35% всего Кипра и именует себя Турецкой Республикой Северного Кипра. Признается эта «Республика» только Турцией (по некоторым источникам, также Абхазией и Азербайджаном). К слову, Турция не признает существование Республики Кипр. Между странами нет дипломатических связей. На Кипре нет посольства Турции, а в Турции посольства Кипра.
Авиасообщения с Турцией у основной части острова также нет. Однако на оккупированной территории есть аэропорт Ercan, откуда желающие (и не боящиеся возможных проблем с визой впоследствии) могут бюджетно и быстро попасть в Турцию и страны ЕС. Я лично ни разу не летала и пока не планирую.
Попасть на оккупированную часть можно, пройдя границу. В Никосии (столице, которая тоже разделена на две части) есть граница, которую можно перейти пешком, и сразу оказаться в царстве «Все по 5 евро» — сумки Chanel, пояса Gucci, духи D&G, бери-покупай-Наташа-hello-thank you-bye (всё по турецкому рыночному обычаю с плохим английским). Здесь можно в разы дешевле купить табачные изделия (актуально для курящих) и выпить вкуснейшее пиво Efes (актуально для всех любителей пива). На основной части Кипра Efes в продаже я не встречала. Платить можно турецкими лирами и евро, но сдачу дадут в лирах.
Границу можно пересечь и на машине через контрольные блок-посты. Раньше выписывали разовую визу на несколько дней, сейчас ограничиваются проверкой паспорта. До прохождения паспортного контроля нужно купить страховку на авто (25 евро для туристов на арендованной машине, 20 евро для тех, кто живет на острове). Страховка действует 3 дня для туристов и месяц для проживающих на Кипре.
Ездить по оккупированной части лучше, строго соблюдая знаки. Камеры стоят вдоль основных дорог, каждое превышение скорости фиксируется
Многие знакомые, живущие на острове (киприоты и британцы) не одобряют поездки на оккупированную территорию в принципе. Мол, зачем кормить оккупанта. Отчасти согласна, но полагаю, что один раз посетить ту часть острова стоит, чтобы воочию убедиться в том, к чему приводят амбиции и жадность.
О сегодняшней Фамагусте
Фамагуста, она же Аммохостос (греческое название), она же Газимагуса или Магуса (турецкое название) – город-порт на оккупированной части Кипра, некогда бывший одним из самых популярных и красивых курортов Кипра (некогда – это 42 года назад, до разделения летом 1974-го).
Как и почти все немногочисленные города на Кипре, Фамагуста расположена на берегу моря.
С момента получения Кипром независимости (1960) до турецкого вторжения (1974) в Фамагусте была сконцентрирована треть всех отелей острова. На эту туристическую мекку также приходилось 10% легкой промышленности острова, включая производство продуктов питания, напитков, табачных изделий, одежды, обуви, пластика и транспортных средств.
Фамагуста пользовалась большой популярностью у туристов из Великобритании, Франции, Германии и Скандинавских стран.
В августе 1974 года во время турецкого вторжения (было спровоцировано политическими процессами в Греции, направленными на присоединение Кипра к Греции) из города было эвакуировано греческое население. В спешке люди бросали свои дома, унося с собой только самое необходимое. На эвакуацию были даны сутки, и люди надеялись, что вскоре вернутся домой. Однако история распорядилась иначе.
Некогда процветающий прибрежный квартал Вароша сегодня закрыт и охраняется турецкими солдатами с 1974 года. Благодаря Вароше Фамагусту часто называют городом-призраком.
Ощущения, которые испытываешь, находясь в Вароше, трудно описать. Представьте пляж с красивейшим золотистым песком и лазурным морем. В подобных местах обычно царят красота и беспечность. Но, справа – нелепо натянутый и ветшающий забор из колючей проволоки, который немного уходит в море. За забором – набережная, вдоль которой стоят отели. Ну как отели. Пустые, полуразрушенные, заброшенные здания с зияющими окнами и провалами в стенах. В окнах нет ни стекол, ни рам – предприимчивые мародеры позаботились о том, чтобы за 42 года Вароша стала безмолвным памятником человеческой жадности и жажде власти. К слову, в последний раз, когда мы были в Вароше (в сентябрь 2016), на закрытой части были видны купающиеся люди – наверное, семьи солдат, которые охраняют квартал.
Вдоль квартала можно проехаться на машине (дорога ведет к контрольному пункту). Забор в некоторых местах привален проросшими кактусами, разрушенные дома, заброшенная заправка – все как в компьютерной игре, где нужно бегать по развалинам и спасаться от монстров.
Везде висят знаки, что фотографировать запрещено (лично мы два раза сталкивались с предупреждением со стороны солдат), но все фотографируют, на свой страх и риск.
Перед Кипром стоят те же вопросы, что и перед Украиной — как договориться об объединении, как вернуть людей в их дома, кто что кому должен, и как с этим жить дальше. К сожалению, на Кипре за 42 года так и не смогли на них ответить.
Ирина Рысляева, украинка, уже больше трех лет живет и работает на Кипре
Читайте также:
Блог И.Рысляевой Что вам нужно знать о Кипре?
Кипр ожидает рекордное число туристов в 2016 году