Вторник, 25 июля 2017
Эта история из древнеиндийского эпоса «Махабхарата» является первым письменным упоминанием о полиандрии, или многомужестве. И спустя 28 веков после его написания эта форма брака до сих пор практикуется в гималайских деревнях Тибета, Индии и Непала.
Полигамия официально была запрещена в Непале еще в 1963 году, но в непальских регионах Хумла, Долпа и Коси легко можно встретить целые деревни с полиандрическим укладом семей. Многомужество распространено также среди племен, населяющих север и северо-восток Непала, таких как бхоты, шерпы, нуби, лхоми и тхудам.
Обычно два, три или больше братьев берут на всех одну жену. Большая семья живет в одном доме, ведя общее хозяйство. В деревеньке Дингла я как-то встретила семью из троих мужей и двух жен. Оказалось, что сначала братья женились на одной женщине, но она оказалась бесплодной. Тогда они взяли второй женой ее сестру, а первая так и осталась жить вместе со всеми, помогая растить наследников.
Местных такая жизнь устраивает, особенно женщин. Один муж на полевых работах, другой корзины и ковры плетет, третий по дому помогает, а четвертый на заработках в городе. Семейный бюджет процветает!
Не удивительно, что в подобных семьях царит настоящий матриархат: женщины обладают безграничным авторитетом, а деревенские общины старейшин состоят в основном из уважаемых женщин преклонного возраста.
Детей, родившихся в браке, все мужья считают своими. Интересно, что в непальском языке слово «отец» употребляется не только для обозначения самого отца, но и для всех его братьев. Чтобы понять, о каком отце идет речь, нужно задать уточняющий вопрос. Ответ «восьмой», например, будет означать, что это восьмой младший брат отца.
Кстати, щекотливый момент выполнения супружеских обязанностей регулируется очень просто: вошедший в спальню жены оставляет на пороге свою обувь, тем самым подавая знак, что супружеское ложе занято.
Этнографы сходятся во мнении, что многомужество возникло с целью контроля над рождаемостью, ведь условия жизни в горах трудные. В одном полиандрическом союзе на свет будет произведено гораздо меньше потомства, чем в пяти моногамных браках. Высокий уровень достатка подобной семьи также очевиден: несколько мужчин обеспечат дом лучше, чем один. К тому же вести общее хозяйство выгоднее. Ведь если каждый мужчина будет заводить по отдельной жене, то родителям придется наделять каждого сына землей и скотом, и в руках у каждого окажется настолько мелкий участок, что его будет невыгодно обрабатывать.
«Я люблю Азию» – настоящие путешествия по Азии.
Читайте также:
Пенисы на домах, табу на мясо, Министерство счастья и другие чудеса Бутана
Шерпы: настоящие покорители Эвереста
В Непале женщин выгоняют из дома на время менструации