Четверг, 29 сентября 2016
Впервые я увидела яхты на воде в реальности, а не на картинке, несколько месяцев назад. В моем родном регионе самым крупным водоемом был искусственный пруд метров триста в диаметре. Поэтому ощущение невероятного восторга от пейзажа – яхты на огромной зеркальной поверхности Днепра – помню до сих пор. Надо ли говорить, что с того момента все, связанное с яхтенным спортом, вызывает неподдельный интерес? К примеру, судьба яхты «Эниф», прошедшей непростой путь от экспериментальной модели до «шашлычного набора», а затем триумфально вернувшейся к жизни.
«Какая судьба у яхты? Это предмет неодушевленный», – скажете вы. А яхстмен из Днепра Игорь Яцына, владелец «Энифа», возразит: «Если есть имя, значит, есть и душа».
Впервые свою будущую яхту Игорь увидел осенью 2000-го в Одессе. К тому времени «Эниф» уже около 10 лет стоял на берегу. Все, что можно было снять, с него сняли, оставив нетронутой лишь деревянную обшивку. То есть яхта на тот момент представляла такой себе «шашлычный набор». Но из красного дерева.
«Эниф» – одно из трех судов проекта с одноименным названием, запущенного в конце 60-х годов прошлого века на верфи Конрада (Польша) по заказу СССР. Мастер-образец, первая яхта в серии. Помимо яхты Игоря, на воду было спущено еще два таких же судна. Где они сейчас, увы, неизвестно.
Конструктивная особенность этой модели в том, что она не имеет «набора», своеобразного скелета, на который накладывается обшивка. Яхта держится на воде за счет жесткости самой оболочки, у «Энифа» она из красного дерева: четыре клееных и спрессованных слоя. Мебель внутри судна тоже держит конструкцию. Подобная технология используется до сих пор, но на тот момент она была самой прогрессивной.
Как яхту из Одессы перевозили в Днепропетровск – отдельная история. В первую очередь нужно было найти кран, чтобы погрузить ее на транспорт. Среди одесситов желающих поработать не нашлось. И тут – о чудо! – вышли на днепропетровский мостостроительный отряд, который выполнял какие-то там работы в Одессе. Договорились, сняли киль, руль, иначе везти нельзя было: при общей высоте без мачты в 4,10 м «Эниф» не прошел бы ни в один виадук.
А кедровую мачту забрали, жалко стало. Теперь представьте, как 14-метровую мачту везут по узким улочкам Одессы. Пока вывели машину на основную трассу, заблокировали движение на проезжей части чуть ли не на полчаса. Местные водители наблюдали за экстремальным разворотом транспорта с мачтой с таким увлечением, что даже не возмущались.
Восстанавливали «Эниф» четыре года. Деталь к детали, по возможности старались сохранить его уникальный вид. Слава Богу, обшивка была в хорошем состоянии. Еще осталась родная столешница, некоторые деревянные детали, верхняя койка… А вот килевой брус поменяли, как и часть днища.
Впервые воду обновленный «Эниф» увидел, когда его в Днепре буксировали с одного причала на другой. А вот второй, полноценный спуск получился экстремальным. Мотора еще не было, комплект парусов позаимствовали у другого экипажа – и вперед.
Погода – красота! Солнце, небо чистое, поверхность Днепра, как зеркало. Вышли на середину реки и… попали в «белый шквал». Считается, что этого явления на реке не бывает, но на поверку оказалось наоборот. В секунду налетел сильнейший ветер, принеся ледяной дождь с градом, стоявший глухой стеной, за которой ничего не было видно. Передний парус разорвало на три части, под Южный мост экипаж заходил вслепую.
А на яхте как раз была съемочная группа одного из телеканалов. Пришлось закрыть ребят в каюте – во-первых, чтобы обезопасить, а во-вторых, чтобы не путались под ногами. Девочка-корреспондент все причитала: «Мы утонем, мы утонем!» К счастью, обошлось. Обратно к причалу практически неуправляемый «Эниф» буксировала яхта «Богиня». Вот такое боевое крещение.
Сколько побед у «Энифа» на сегодняшний день, яхтенный капитан Игорь Яцына не считал, но мешок медалей точно есть. Кстати, в Одессе он тоже побывал. Команда принципиально пришвартовала «Эниф» ровно в том месте, где он простоял без движения десять лет. Но теперь уже как яхту-победительницу.
Наталия (Таша) Адамович – журналист, блогер, собиратель новых впечатлений и любитель путешествовать.
Читайте также:
Сколько стоит покататься на яхте в Украине
Идеальная Италия: яхтенные дороги родины Данте Алигьери
Яхтенный этикет, или Как прослыть воспитанным капитаном