Вторник, 20 декабря 2016
Помимо техники безопасности, о которой я писал в прошлый раз, в яхтинге есть свод правил вежливости и хорошего тона, называемый этикетом.
Главная заповедь морского этикета: другое судно, капитан и команда вам не враги, а друзья. Поскольку именно они в непредвиденных обстоятельствах, скажем, во время шторма или урагана, спасут вашу лодку и команду. Весь этикет основан на заботе друг о друге. Равнодушие в море – главное зло.
Начну с правил общения с другими лодками. Всем, кто нуждается в помощи в море или на суше у воды, нужно помогать. Если капитан и его команда не могут пришвартовать яхту, то ваша задача – предварительно вежливо уточнив, требуется ли подмога, помочь им это сделать. Когда есть потребность пришвартоваться к борту другой яхты, также необходимо уточнить у капитана этого судна, не против ли он.
Если в море к вашему судну добрался резвый пловец, то его стоит пригласить на судно и напоить водой, а также узнать, в состоянии ли он доплыть обратно до берега. Нежданный гость может как отказаться и поплыть дальше, так и принять ваше приглашение. Помню, когда мы стояли на якоре близ фестиваля Казантип, к нам на яхту постоянно приплывали «русалочки» – так мы их называли. Вначале нас это очень радовало, а потом нежданные гости стали немного в тягость. Впрочем, мы все равно звали всех на борт, как того требует морской этикет, и фактически работали водным такси.
По морскому этикету, прежде чем заходить на чужую яхту, вам нужно спросить позволения капитана. Кэп запросто может отказать, и никаких обид здесь быть не может. Если позволил, то снимайте обувь и заходите на судно. Если вдруг наследили, ополосните ноги под маленьким душем в задней части лодки и спросите у капитана, где швабра. Уберите за собой, если позволят. В этом нет ничего зазорного – подобное делает даже королева Великобритании. На самом деле ведро и швабра – это особый знак уважения, говорящий о том, что вам доверили очень почетную миссию.
Перемещаться на чужой лодке следует в районе носа. Заходить в кокпит, если вы не гость на борту, а вам просто позволили пройти через судно, запрещено.
Тишина также является знаком вежливого поведения. Шуметь в море, даже если вы никого не видите в округе, можно максимум до 10-11 вечера. Дело в том, что звук по воде доходит на километры, и если вы не видите другую лодку, это не означает, что ее там нет. Зачастую к вам подойдут на «тузике» (шлюпке) и вежливо попросят сделать потише. Это, кстати, правильный подход. Только не вздумайте ругаться, вначале попробуйте по-хорошему. Если шум продолжается, можете вызвать полицию. Но еще раз подчеркну, только после вежливой просьбы «сделайте потише» или «выключите, пожалуйста».
В море главная валюта – алкоголь, поэтому выпивания на борту – дело привычное. Алкогольную часть морских приключений этикет также не обошел стороной. Первую кружку или бокал наливают капитану, а первый тост всегда произносят «За королеву!». Второй – «За капитана!». Третий – «За команду!» или «За тех, кто в море!» (считается, что этот тост за погибших, но это не так, подразумеваются все). На борту не приняты красные напитки. Считается, что они могут испачкать судно или белоснежную яхтенную одежду.
Алкоголь имеет свойство заканчиваться, и запастись им дополнительно можно не только в магазине, но и благодаря соблюдению правил этикета. Помогли пришвартовать в сложной ситуации – получите бутылочку. Сняли с мели, взяли на буксир, оказали помочь в починке судна, спасли жизнь – тоже алкогольный презент. Словом, обязательно захватите несколько бутылок про запас на случай, если нужно будет заплатить за помощь. Ром и белое вино – идеальные варианты.
Бросать мусор за борт категорически запрещено, поскольку это наносит серьезный ущерб фауне и флоре акваторий.
Когда вы идете на моторной яхте мимо другого судна, следует снижать скорость, чтобы не подымать волны.
А еще на яхтах принято наряжаться, в том числе при встрече с сушей – так что берите в морское путешествие лучшее из шкафа и отдыхайте с шиком.
Андрей Иванов – совладелец компании Fleet5, имеет 13-летний опыт капитана. Стал капитаном в 18 лет, долго оставался самым молодым в Украине. Более 100 раз переходил Черное Море. Сейчас преимущественно ходит в Средиземном, Эгейском, Ионическом, Адриатическом, Тирренском и Карибском морях.
Читайте также блоги Андрея:
Безопасный поход под парусом: свод «можно» и «нельзя»
Почему морское путешествие интереснее сухопутного туризма