• В Румынию пешком: как пересечь границу без транспорта и провести выходные в Европе.Вокруг Света. Украина
    Фото: blogspot.com
    Блоги

Недавно я задался вопросом: каким способом я ещё не пересекал границу с Евросоюзом? Оказалось, что только пешком – самолет, поезд и автобус уже были ранее задействованы. И тогда я решил заполнить этот пробел.

Единственный пешеходный переход границы есть в Закарпатской области, на стыке украинского Солотвино и румынского Сигету-Мармацией.

Наш маршрут был построен следующим образом: из Одессы поездом доезжаем до Рахова, далее на автобусе до Солотвино и пешком в Сигету-Мармацией. Также мы запланировали посетить «Веселое кладбище» в румынском селе Сэпынца и совершить небольшой поход по украинским Карпатам на обратном пути.

Три дня лесом, два дня полем

Путь до Рахова из Одессы занимает ровно 20 часов из-за объезда через Львов. После Яремче дорога становится живописной, проходит по многочисленным мостам и тоннелям, а за окном гордо возвышаются снежные вершины. В Рахове ж/д и автовокзалы расположены рядом, поэтому мы сразу пересели на автобус до Ужгорода и через пару часов трясучки по серпантину приехали в Солотвино.

Фото: 112.ua

До 1918-го года Солотвино был индустриальной окраиной австро-венгерского Сигету-Мармацией, но после Второй мировой здесь проложили границу между УССР и Румынией, поделив тем самым город на две части. Сейчас Солотвино переживает не самые лучшие времена: огромные мусорные свалки, заброшенные здания… Да что там говорить: в городе, через который проходит областная трасса, отсутствует автовокзал! Его функцию выполняет обычная остановка, которую обшили пластиком.

По мере приближения к государственной границе, на улице увеличивается количество зданий с надписью «Продам» и появляется длинная очередь из автомобилей на европейских номерах. А вот и пограничный контроль: люди, которые идут пешком, проходят паспортный контроль отдельно и довольно быстро. Мы стояли в очереди минут 30-40.

Первое, что вы видите после прохождения границы, – массивный деревянный мост, украшенный украинскими и румынскими флагами, с которого открывается потрясающий вид на Тису.

На противоположном берегу нас встретил приветливый румынский пограничник, который отлично говорил по-английски.
    Готовясь к поездке, я нашел много рассказов о том, как румынские пограничники просят показать 500 евро наличными и проверяют личные вещи. Все это неправда: единственное что у вас попросят предъявить, – биометрический паспорт. А вещей и провизии можно проносить и провозить хоть на целую армию. Жители Сигету-Мармацией сумками скупают дешевую бытовую химию, еду и даже предметы декора в Солотвино.

Где у вас тут веселые гробницы?

Далее у нас состоялся забавный диалог. Пограничник спрашивает: цель визита в Румынию? Мой уровень владения английским оставляет желать лучшего, поэтому я забыл слово cemetery («кладбище») и выдал: «We are going to Sapanta for fun…» («Мы едем в  Сапанту, чтобы повеселиться»). «For fun?», – с интересом переспросил пограничник. И тут я вспоминаю слово tomb («гробница») и моментально исправляюсь: «For fun tombs» («За веселыми гробницами»).

Глаголы в этот момент вовсе вылетели из моей головы, но пограничник не придал этому особого значения, подсказал, как лучше доехать до этих самых «веселых гробниц» и поставил жирные штампы в наших паспортах.

Не скажу, что сразу после пересечения границы я попал в другой мир, но первая румынская улица уже существенно отличалась от украинских: на каждом фонарном столбе пластиковая урна для мусора, все дома опрятные, а в старых зданиях нет пластиковых окон: жильцы поддерживают в хорошем состоянии деревянные рамы.

Мы остановились в трехзвездочной гостинице напротив городской ратуши в историческом центре города. За 100 лей ($25) вы получаете номер с двуспальной кроватью и всеми удобствами, вид на ратушу и четыре огромных бургера на завтрак. Здание отеля – это старинный двухэтажный дом, построенный в стиле традиционной румынской архитектуры.

На следующий день мы проснулись в 5 утра и отправились на местный автовокзал, который находится в 15 минутах ходьбы от ратуши. В 6:30 мы уже ехали в комфортабельном микроавтобусе в сторону Сату-Маре. 19 км в пути, полчаса времени, 6 лей ($1,5) и вы в Сэпынцэ.

Сэпынца – это деревня на берегу Тисы с населением около 3500 человек, похожая на многие другие деревни в Марамуреше. Местные жители очень привязаны к своей земле, независимы духом и строго соблюдают древние обычаи. Сэпынца прославилась на весь мир своим отношением к смерти и главной достопримечательностью – «Веселым кладбищем».

Такое необычное кладбище возникло благодаря Стану Йону Пэтрашу (рум. Stan Ioan Pătraş), местному резчику по дереву. Именно он в 1935 году сделал первый могильный крест и вырезал первую эпитафию в стиле наивного искусства (одно из направлений примитивизма). К 1960-м годам на кладбище было уже более 800 дубовых крестов авторства Пэтраша. А надпись на его собственном надгробии гласит: «За всю свою жизнь я никому не причинил зла».

Наши люди есть везде

В километре от кладбища расположен женский монастырь. Церковь Михаила Архангела – это один из многих шедевров деревянного зодчества региона Марамуреш. Наряду с ней в горах разбросаны еще около десятка таких церквей, первая из которых была построена в 17 веке.

Обратно нас подвезли на машине за 5 лей ($1,25) с человека. Водитель меня сначала принял за англичанина, потом за поляка. Затем выяснилось, что он тоже украинец, и мы перешли на родной язык. В Марамуреше много украинцев, поэтому, прежде чем обращаться к человеку по-английски, начните с украинского.

Приехав обратно в город, мы решили поменять деньги в банке (до этого снимали в банкомате), но не тут-то было. С украинским биометрическим паспортом в банке деньги вы не поменяете. Единственный выход – обменный пункт: там валюту меняют и без паспорта.

Выпив кофе, мы не спеша направились в сторону границы. Обратный путь занял всего 20 минут. Очереди не было ни на одной из сторон: нам поставили штампы и пропустили в Солотвино.

Читайте также блог Паши о том, как за одни выходные увидеть Черновцы, Хотин и Каменец-Подольский.