Диа-де-лос-Муэртос (Día de los Muertos), или День мертвых, – это не мексиканский вариант Хэллоуина, как считают многие. Несмотря на то что праздники в некотором смысле связаны, они очень отличаются традициями и настроением.
Хэллоуин – это «темная ночь» ужасов и озорства. А торжества, приуроченные ко Дню мертвых, – это взрыв цвета и жизнеутверждающей радости. Центральная тема – смерть, но главное задание – продемонстрировать любовь и уважение к умершим членам семьи.
По всей Мексике в эти дни люди наносят впечатляющий макияж, одевают костюмы и проводят парады и вечеринки, где поют, танцуют и приносят жертвы близким. В 2008 году ЮНЕСКО признала важность Диа-де-лос-Муэртос, добавив праздник в список нематериального культурного наследия человечества.
День мертвых возник несколько тысяч лет назад среди ацтеков, тольтеков и других народов науа, которые были уверены, что оплакивать умерших – неуважительно. Представители этих доиспанских культур считали смерть естественной фазой, неким продолжением жизни. Мертвые – это члены общины, которые продолжают жить в памяти, существуют в форме духов и во время Диа-де-лос-Муэртос временно возвращаются на Землю.
В конце XVIII – начале XIX века словом calavera, что означает «череп», стали называть короткие, юмористические стишки, часто саркастические надгробные эпитафии в газетах, с помощью которых шутили над живыми. Вскоре это стало популярной традицией, сохранившейся до наших дней. Остроумные стишки рассказывают вслух, транслируют на телевидении и радио.
В начале ХХ века мексиканский политический карикатурист Хосе Гуадалупе Посада (José Guadalupe Posada) создал гравюру как дополнение к литературному calavera. Он одел смерть во французский костюм и назвал его Calavera Garbancera: Todos Somos Calaveras, «Мы все скелеты», одинаковы под рукотворными атрибутами. В 1947 году художник Диего Ривера нарисовал этот же стилизованный скелет в известном мурале «Дневной воскресный сон в парке Аламеда». Он был одет в большую женскую шляпу, и Ривера назвал его Катриной (Catrina), что в сленге значит «богатый». Сегодня Calavera Catrina – наиболее распространенный символ Дня мертвых.
Переодевание в скелетов – это часть празднования. Люди всех возрастов искусно разрисовывают лица и надевают маскарадные костюмы, имитируя Calavera Catrina. Многие шумят ракушками или трещотками, чтобы разбудить мертвых и пригласить их поучаствовать в общем веселье.
Фото: ShutterstockЦентральное место в праздновании занимают алтари, или ofrenda, возведенные в домах и на кладбищах. Это не алтари для поклонения, они скорее предназначены для заманивания духов обратно в царство живых. На алтарь ставят воду, чтобы души могли утолить жажду после долгого путешествия, а также кладут еду, семейные фотографии и свечи. Если среди духов есть дети, на жертвеннике можно увидеть игрушки. Дым от сожжения копала из древесной смолы передает молитвы и очищает пространство вокруг алтаря.
Некоторые семьи оставляют на алтаре любимые блюда умерших родственников. Среди наиболее распространенных – Pan de muerto, то есть хлеб мертвых. Это традиционный сладкий хлеб, часто с семенами аниса, украшенный фигурками костей и черепов из теста. Сахарные черепа – реликты художественной традиции, принесенной итальянскими миссионерами в XVII веке. Готовят также атоле – кашу из кукурузной муки с тростниковым сахаром, корицей, ванилью и горячим шоколадом и пульке – сладкий ферментированный напиток из сока агавы.
Традиции и обычаи празднования Дня мертвых в разных регионах Мексики отличаются в зависимости от преобладающей доиспанской культуры. Среди самых ярких мест – Пацкуаро, Сан-Андрес-Микскик, Тустепеке и Агуаскальентес.
В середине ХХ века празднование Дня мертвых в Мексике практически сошло на нет, о празднике забыли, по крайней мере, в крупных городах. Однако в начале ХХI века появился новый тренд — на возрождение народного праздника в пику Хэллоуину и засилью американской поп-культуры. Костюмированный парад в День мертвых, изображенный в фильме бондианы «007: Спектр», был постановочным и значительно более пышным, чем обычные празднования, но после того, как фильм вышел на экраны, в Мехико действительно стали проводить подобные масштабные шествия с карнавальными платформами
По материалам National Geographic
Читайте также:
От Самайна к Хэллоуину: как кельтский фестиваль превратился в атрибут поп-культуры
Костры, косплей и сахарные черепа: как празднуют Хэллоуин в разных странах мира