• Акулы играют решающую роль в восстановлении экосистем.Вокруг Света. Украина
    Четверг, 25 марта 2021

Акулы играют решающую роль в восстановлении экосистем

Команда американских и австралийских исследователей утверждает, что акулы чрезвычайно важны для восстановления экосистем, разрушенных в результате изменения климата.

Морские биологи из Международного университета Флориды, Университета Вашингтона (США) и Университета Дикина (Австралия) оценили важность высшего хищника на примере уникальной экосистемы, пострадавшей от экстремальных климатических влияний. Речь идет о зарослях морских водорослей в заливе Шарк (западная Австралия). В 2011 году они были на четверть уничтожены экстремальной жарой.

Биологи знали из предыдущего исследования, что тигровые акулы в заливе защищают луга водорослей, изменяя поведение дюгоней и черепах, которые в этих зарослях пасутся. Теперь исследователи захотели узнать, что ожидает экосистему, не будь в ней акул.

Фото: Depositphotos

По словам Роба Новицки, ведущего автора исследования, команду интересовал вопрос: может ли отсутствие крупных хищников усугубить последствия изменения климата? Может ли это привести к ухудшению и без того плохой ситуации?

В отсутствие акул экосистеме трудно восстановиться

После волны тепла, уничтожившей водоросли, большая часть популяции дюгоней временно покинула залив, подготовив почву для уникального полевого эксперимента. В статье, опубликованной в Journal of Animal Ecology, ученые объяснили, как они использовали поврежденный участок залива, где выросли новые термостойкие водоросли, в качестве своей лаборатории.

Используя расчеты, основанные на скорости выпаса дюгоней (в отсутствие акул), исследователи сымитировали процесс их кормления искусственно. Аквалангисты воспроизводили процесс выпаса дюгоней, периодически выкапывая только что выращенные водоросли.

Таким образом исследователи имитировали поведение дюгоней в ситуации, если бы акулы в заливе исчезли совсем. Ученые обнаружили, что самый важный полог водорослей не восстановился: он слишком часто разрушался дайверами. Исследование показало: когда главные хищники исчезают, интенсивность выпаса травоядных животных не позволяет экосистеме восстановиться.

Доктор Майк Хейтхаус из Международного университета Флориды изучал залив на протяжении двух десятилетий. Он отметил, что когда все в порядке, роль хищников в сохранении экосистем не заметна. По-настоящему оценить значение акул можно только тогда, когда происходит экстремальное климатическое событие.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», у берегов Уэльса вновь замечены редкие акулы-ангелы.

По материалам The Guardian