• Археологи нашли древнейшие следы поликультурного земледелия в Древней Месопотамии.Вокруг Света. Украина
    Фото: Rutgers University/Twitter
    Пятница, 14 января 2022

Команда археологов из Ратгерского университета (США) установила, что земледельцы Древней Месопотамии применяли прогрессивные методы выращивания сельскохозяйственных культур еще в XV веке до н. э.

Исследователи проанализировали фитолиты (крошечные остатки растений), найденные на стоянке Хани-Маси позднего бронзового века (ок. 1500-1100 гг. до н.э.). Она находится на севере современного Ирака.

Ученые нашли свидетельства того, что в тот период в долине Тигра и Евфрата выращивали просо (Panicum miliaceum).

Это существенно изменило представление исследователей о земледельческих навыках древних месопотамцев, которые, скорее всего, уже имели представление о поликультурном выращивании сельскохозяйственных растений.

Поликультурное земледелие предполагает сезонное, поочередное выращивание нескольких культур на одной и той же почве в один и тот же год. Благодаря ему можно было обеспечить пищей большее количество людей и вырастить больше кормов для животных.

Ранее исследователи считали, что жители Месопотамии стали заниматься земледелием лишь в конце первого тысячелетия до нашей эры. То есть, когда они построили первые ирригационные системы.

Для выращивания проса обычно требуются летние осадки. Но в Юго-Западной Азии лето чересчур засушливое, а зима влажная. Раньше археологи полагали, что сельскохозяйственное производство в Древней Месопотамии почти полностью основано на культурах, выращиваемых зимой, таких как пшеница и ячмень.

Новые данные о том, что сельхозкультуры на самом деле выращивались и в летние месяцы, означают, что предыдущие исследования, вероятно, сильно недооценивали возможности древних аграриев, которые работали в условиях полузасушливых экосистем.

Практика выращивания проса пришла к месопотамцам из Восточной Азии

Просо – быстрорастущая и универсальная яровая культура, впервые одомашненная в Восточной Азии, отметили археологи. А следы выращивания проса в Междуречье свидетельствуют о том, что торговые отношения между этими регионами были хорошо развиты.

При этом более раннее присутствие проса в сельском хозяйстве древнего государства ставит под сомнение общепринятые представления о развитии аграрной сферы региона, заключили исследователи.

Сегодня просо не является приоритетным продуктом питания в полузасушливой Юго-Западной Азии или Соединенных Штатах. Но оно по-прежнему распространено в других частях света.

Результаты исследования опубликовал журнал Scientific Reports.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», в рационе древних майя было много растений, устойчивых к засухе: не она погубила их цивилизацию.