• В рационе древних майя было много растений, устойчивых к засухе: не она погубила их цивилизацию.Вокруг Света. Украина
    Среда, 5 января 2022

Ключевой причиной краха древней цивилизации майя была не засуха. Так считают американские исследователи из Калифорнийского университета в Риверсайде (UCR).

В конце IX века города майя стали загадочным образом вымирать. Тогда на полуостров Юкатан в юго-восточной Мексике и север Центральной Америки обрушилась серия засух. Ранее ученые полагали, что майя в основном зависели от кукурузы, бобов и кабачков, чувствительных к засухе. Поэтому она и стала главной причиной краха древней цивилизации.

Однако новый анализ, проведенный археологом Скоттом Федиком и физиологом растений Луисом Сантьяго из UCR, показал: в кулинарном арсенале майя было около 500 съедобных растений. И многие из них были очень устойчивы к засухе.

Даже в условиях самой экстремальной засухи по меньшей мере 59 видов съедобной флоры помогли бы майя выжить, заявил Луис Сантьяго.

В том числе маниока с ее съедобными клубнями. А также древесный шпинат (chaya) – многолетний куст высотой до 6 м, эндемик полуострова Юкатан. Его листья выделяют молочный сок. Они богаты белком, железом, калием и кальцием.

Словом, древесный шпинат и маниока вместе взятые уже могли бы обеспечить майя огромным количеством углеводов и белков.

Исследователи составили список растений майя, опираясь на многолетние исследования их пищевых привычек. А затем проверили 497 видов из списка на предмет засухоустойчивости.

Когда ботаники изучают засухоустойчивость, они обычно говорят о конкретном растении или конкретной экосистеме, отметил Скотт Федик. Однако в данном исследовании в поле внимания ученых попала вся съедобная флора цивилизации. В том числе однолетние и многолетние растения, деревья, одомашненные и дикие виды. И это было уникальное начинание.

Стоит поискать другие причины

У исследователей нет четкого ответа на вопрос, почему общество древних майя потерпело крах. Но они подозревают, что не последнюю роль в этом сыграли социальные и экономические потрясения.

Новое исследование продемонстрировало важность употребления в пищу различных растений для выживания в условиях засухи и изменения климата.

Даже в таких экстремальных условиях поддержание разнообразия устойчивых к засухе культур позволят людям (как древним, так и современным) адаптироваться и выжить, заключил Луис Сантьяго.

Результаты исследования опубликовал журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», древние майя были хорошими аграриями и выращивали большие урожаи: исследование.

По материалам UCR