• Археологи впервые нашли ДНК денисовцев за пределами Сибири.Вокруг Света. Украина
    Фото: Lanzhou University
    Понедельник, 2 ноября 2020

Археологи впервые нашли ДНК денисовцев за пределами Сибири

Денисовский человек обитал на Тибетском плато примерно 100 000 лет назад.

Денисовский человек раньше был известен лишь по немногочисленным останкам из Денисовой пещеры на Алтае: нескольким зубам и костным фрагментам, из которых удалось извлечь древнюю ДНК. Однако теперь подтверждено, что денисовская митохондриальная ДНК была извлечена из отложений в карстовой пещере Байшия на Тибетском плато. По словам геоархеолога Дунцзю Чжан и ее коллег из Университета Ланьчжоу, это говорит о том, что древние гоминиды населяли высокогорье нынешнего Китая примерно 100 000 лет назад и снова появились здесь 60 000 лет назад.

Отложения пещеры, предварительно датируемые периодом от 50 000 до 30 000 лет назад, также позволили извлечь денисовскую митохондриальную ДНК. Если дальнейшие исследования подтвердят эту оценку возраста, это повысит вероятность того, что денисовцы (Homo denisovensis) жили на Тибетском плато достаточно долго, чтобы встретить первых Homo sapiens, достигших этих высот уже 40 000 лет назад.

В этом случае человек разумный, впервые появившийся в разреженном воздухе региона, мог приобрести выгодные генетические черты для этой среды, продолжив род с местными денисовцами. Современные тибетцы несут денисовский вариант гена, который способствует выживанию на большой высоте, хотя неясно, происходило ли скрещивание на Тибетском плато.

Группа ученых во главе с Чжан ранее идентифицировала окаменелость нижней челюсти из пещеры Байшия-Карст как принадлежащую денисовцу, жившему не менее 160 000 лет назад. Саму челюсть обнаружили еще в 1980 году. Анализ был сосредоточен на белковой структуре челюсти, а не на ДНК, поэтому оставались вопросы об эволюционной идентичности находки.

В новом исследовании митохондриальная ДНК денисовцев в пещере Байшия-Карст, обнаруженная в слоях отложений, которые также содержали каменные орудия труда и части костей животных, показала тесные связи с митохондриальной ДНК денисовцев в Денисовой пещере, расположенной примерно в 2800 км к северо-западу от участка Тибетского плато.  «В целом, новые данные свидетельствуют о том, что денисовцы были широко распространены в Восточной Евразии и долгое время адаптировались к Тибетскому плато», — говорит Дунцзю Чжан.

Митохондриальная ДНК, обычно наследуемая от матери, дает более узкое представление об эволюционном прошлом популяции, чем ядерная ДНК, которая наследуется от обоих родителей. Группе Чжан еще предстоит найти денисовскую ядерную ДНК в отложениях пещеры Байшия-Карст.

Преднамеренно заостренные куски камня (в каждой паре, показаны обе стороны инструмента), найденные в пещере Байшия-Карст, возможно, были сделаны денисовцами, ныне вымершими «эволюционными кузенами» Homo sapiens.

Генетические доказательства присутствия денисовского человека остаются скудными, говорит палеогенетик Карлес Лалуэса-Фокс из Института эволюционной биологии в Барселоне, не участвовавший в исследовании. Но наличие денисовской ДНК, которая была унаследована людьми сегодня, позволяют предположить, что денисовцы населяли территорию от холодного Тибетского плато до тропической Юго-Восточной Азии.

Лалуэса-Фокс считает, что, учитывая их широкое распространение в Азии, денисовские популяции развили ряд генетических черт и культурных особенностей.

Второе исследование в том же номере журнала Science поддерживает эту идею. Ядерная ДНК, извлеченная из окаменелостей двух древних азиатских Homo sapiens, одна из которых датируется примерно 34 000 лет назад в Монголии, а другая — примерно 40 000 лет назад в Китае, включает сегменты, унаследованные от определенной линии денисовцев.

Эти генные сегменты встречаются у современных материковых азиатов, но отличаются от денисовской ДНК, которую современные папуасы и австралийские аборигены унаследовали от предков, скрещенных с другой денисовской популяцией, сообщают ученые.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», в Стэнфорде впервые воссоздали облик древнего денисовца. Американские палеонтологи извлекли ДНК из останков мизинца денисовца, чтобы создать первый портрет представителя этого древнего народа.

По материалам National Geographic