• Астрономы обнаружили уникальный астероид без поверхностной пыли.Вокруг Света. Украина
    Фото: Jaumann et al., 2019
    Пятница, 23 августа 2019

Астрономы обнаружили уникальный астероид без поверхностной пыли

На снимках астероида Рюгу не удается обнаружить слоя частиц размерами менее 0,1 миллиметра. Как именно очищается его поверхность - непонятно.

Околоземный астероид (162173) Рюгу выступает целью японского межпланетного зонда Hayabusa-2, который в 2018 году успешно высадил на него несколько небольших роботизированных модулей. Весной этого года аппарат сбросил на астероид заряд, чтобы изучить процессы, происходящие при столкновении космических тел, а через несколько месяцев сел на него сам, чтобы собрать обломки и к концу 2020-го доставить их на Землю.

Тем временем астрономы анализируют снимки и данные, собранные за это время Hayabusa-2 и его роботами. Так, в журнале Science опубликована статья, авторы которой заметили крайне неожиданную странность поверхности Рюгу: на ней практически не видно пыли.

Астероиды носятся по Солнечной системе сотни миллионов и миллиардов лет, и эрозия обязательно оставляет на них слои пыли, как это демонстрирует, например, крупный астероид главного пояса (4) Веста, который изучил американский зонд Dawn. Однако снимки Рюгу были сделаны с высоким разрешением, и на них не удается обнаружить слоя частиц размерами менее 0,1 миллиметра.

Тем не менее пыль на поверхность астероида должна попадать обязательно. Таким образом, ее отсутствие указывает на действие какого-то физического или геологического процесса, «очищающего» Рюгу.

Куда девалась пыль?

Теоретически пыль может скрываться в многочисленных порах и трещинах или же унестись с астероида в результате столкновения с метеоритом (метеоритами). Кроме того, возможно, что приближение к Солнцу и нагрев запасов ледяного льда под поверхностью астероида заставляют их испаряться и улетучиваться в космос, унося с собой и частицы пыли. Сходный механизм действует на астероиде Бенну, с которым сближался зонд OSIRIS-REx. К сожалению, льда на Рюгу вряд ли достаточно для этого.

Авторы предполагают, что, поворачиваясь к Солнцу то одним, то другим боком, вращающийся астероид прогревается неравномерно: это заставляет его неравномерно расширяться и сжиматься, деформироваться. Подобный процесс может приводить к резкому растрескиванию его пород, в ходе которого часть пыли оказывается скрытой в разломах, а часть — выброшена в космос.

По материалам Naked Science