• Фото: Shutterstock
    Пятница, 24 мая 2019

Астрономы обнаружили звезду, которая вернулась из мертвых

Необычные звезды из созвездия Кассиопеи объясняются редким явлением, известным как слияние двух белых карликов.

Одна из звезд в созвездии Кассиопеи не похожа на большинство других. На ней не нашли никаких признаков водорода или гелия — источников топлива для ядерных реакций, которые происходят в звездном ядре и за счет которых горит звезда.Несмотря на это, она светится в десятки тысяч раз ярче, чем земное солнце.

Авторы нового исследования, опубликованного 20 мая в журнале Nature, предполагают, что эта странная звезда когда-то была двумя звездами — мертвыми. После тщательного анализа звезды и газовой туманности, которая ее окружает, ученые определили, что необычные свойства звезды объясняются редким явлением, известным как слияние двух белых карликов.

По сути, две сгоревшие звезды оказались слишком близко и столкнулись, а потом накопили достаточно объединенной массы, чтобы снова начать формировать тяжелые элементы — и возродились.

туманность

Туманность, в которой обнаружили звезду

Фото: Vasilii Gvaramadse/Moscow University

«Такое событие встречается крайне редко, — говорит соавтор исследования Гетц Грефенер из Института астрономии Аргеландера (AIfA) в Университете Бонна в Германии. — Вероятно, в Млечном Пути нет даже полдюжины таких объектов, и мы обнаружили один из них».

Наблюдения за звездой

Грефенер и его коллеги столкнулись с этим явлением, наблюдая за Кассиопеей с помощью инфракрасного телескопа. В созвездии они обнаружили рваную газовую туманность, в центре которой горела яркая звезда. Туманность, казалось, не излучала видимого света, а освещалась только интенсивным инфракрасным излучением. Это, а также явное отсутствие в туманности водорода и гелия, позволило предположить, что загадочная звезда в центре была белым карликом — сморщенной кристаллической оболочкой некогда могущественной звезды, у которой кончилось топливо.

Дальнейшие наблюдения показали, что звезда сияла инфракрасным светом в 40000 раз ярче, чем земное солнце, и извергала солнечные ветры, которые разносились в космосе со скоростью около 58 миллионов км/ч — намного сильнее, чем способен один белый карлик.

Как сформировалась звезда

Казалось, что-то оживило мертвую звезду. Команда провела несколько симуляций и обнаружила, что все удивительные свойства звезды — в том числе ее исключительный ветер – могут объясняться слиянием двух белых карликов.

«Мы предполагаем, что два белых карлика сформировались там в непосредственной близости много миллиардов лет назад, — говорит соавтор исследования Норберт Лангер, также из AIfA. — «Они кружили вокруг друг друга, создавая искажения пространства-времени, называемые гравитационными волнами».

Создавая эти волны, мертвые звезды постепенно теряли энергию и смещались все ближе и ближе друг к другу. В конце концов, как предположили исследователи, карлики столкнулись, слившись в одну звезду с достаточно большой массой, и снова начали производить тяжелые элементы. Две мертвые звезды возродились как один белый карлик.

Однако через несколько тысяч лет звезда, вероятно, снова станет пустой и в конечном итоге разрушится под действием собственной силы тяжести.

По материалам Live Science