• Даже умирающие звезды способны рождать планеты.Вокруг Света. Украина
    Фото: N. Stecki/KU Leuven
    Среда, 2 февраля 2022

Даже умирающие звезды способны рождать планеты

Об этом сообщила команда астрономов, наблюдавшая за тем, как формируют планеты эволюционировавшие двойные звезды.

Команда исследователей из Левенского католического университета (KU Leuven, Бельгия) под руководством Жака Клуска обнаружила, что звезды некоторых типов способны рождать планеты.

Обычно планеты ненамного старше звезд, вокруг которых они вращаются. Например, наше Солнце родилось 4,6 млрд лет назад. А вскоре после этого появилась Земля. Но астрономы обнаружили, что возможен и совершенно другой сценарий. Некоторые звезды, даже близкие к смерти, могут образовывать планеты. Если это подтвердится, теорию формирования планет придется пересмотреть.

Рождение планет в протопланетном диске (гигантском блине из пыли и газа с Солнцем посередине) объясняет, почему все планеты Солнечной системы вращаются в одной плоскости. Но рождение планеты не обязательно происходит в протопланетном диске, как это было в случае Земли.

Планеты могут также развиваться вокруг двойных звезд, одна из которых умирает, полагают астрономы. Когда для звезды среднего размера, такого как Солнце, приближается конец, она катапультирует внешнюю часть своей атмосферы в космос. И после этого медленно умирает.

Однако в случае двойных звезд гравитационное притяжение второй звезды заставляет вещество, выбрасываемое умирающей звездой, формировать плоский вращающийся диск. Он очень напоминает протопланетные диски, которые астрономы наблюдают вокруг молодых звезд.

Что узнали астрономы

Диски, окружающие так называемые эволюционировавшие двойные звезды, нередко демонстрируют признаки, которые могут указывать на формирование планет.

В своем исследовании доктор Клуска и его соавторы идентифицировали 85 таких двойных звезд с массивными дисками.

В дисках десяти процентов из этих звезд ученые увидели большую полость. Это признак того, что «там плавает нечто, что собрало всю материю в области полости», сказал доктор Клуска.

Также команда констатировала, что на поверхности умирающей звезды очень мало тяжелых элементов, таких как железо. Это может свидетельствовать о том, что частицы пыли, богатые этими элементами, были захвачены планетой.

Подтверждение или опровержение такого экстраординарного способа формирования планет станет беспрецедентным испытанием для существующих научных теорий. Так считает профессор Ханс Ван Винкель, глава Института астрономии KU Leuven.

Результаты исследования опубликовал журнал Astronomy & Astrophysics.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», астрономы впервые увидели рождение новой экзопланеты.

По материалам KU Leuven и Sci News