• Загадочный объект на звездной орбите пускает пыль в глаза астрономам.Вокруг Света. Украина
    Фото: Powell et al., 2021
    Вторник, 4 января 2022

Загадочный объект на звездной орбите пускает пыль в глаза астрономам

Астрономы обнаружили в космосе таинственный объект, природу которого пока объяснить не в состоянии.

Космический телескоп TESS, предназначенный для открытия экзопланет транзитным методом, был запущен в 2018 году. С его помощью ученые планировали открывать малые планеты вокруг ближайших к Солнцу звезд. К настоящему моменту с помощью TESS было обнаружено 172 подтвержденные экзопланеты, и еще 4703 объекта-кандидата.

Чувствительная камера телескопа обладает огромным полем зрения, более чем в два раза превышающем область созвездия Ориона. Благодаря работе TESS был создан входящий каталог TIC, в котором находится более миллиарда космических объектов. Дальнейшие исследования объектов из каталога показали, что они образовались в результате звездных пульсаций, взрывов сверхновых, разрушения планеты, гравитационный двойных звезд с самолинзацией, затмений тройных звездных систем, газопылевых дисков и так далее.

Команда астрономов из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики открыла загадочный переменный объект, записанный в каталоге как TIC 400799224. Ученые анализировали каталог с помощью самообучающихся вычислительных инструментов, разработанных на основании наблюдений за поведением сотен тысяч известных переменных объектов. С помощью этого метода раньше были обнаружены такие объекты, как разрушенные планеты и тела, испускающие пыль. Объект TIC 400799224 был обнаружен по счастливой случайности только потому, что за какие-то четыре часа потерял в яркости на целых 25%.

Астрономы тщательно изучили обнаруженный объект с помощью самых разных инструментов, в том числе и тех, которые составляли карту неба задолго до запуска TESS. Они пришли к выводу, что объект скорее всего представляет собой двойную звездную систему. Период пульсации одной из звезд этой системы составляет 19.77 дней. Причиной пульсации звезды скорее всего является орбитальное тело, которое периодически выделяет в космос облака пыли, затмевающие звезду. Но хотя периодичность остается неизменной, пылевое затмение звезды протекает довольно хаотично. Облако пыли может обладать разной формой, насыщенностью и временем жизни. Оно обнаруживается только на протяжении одной трети цикла, а то и меньше.

Природа тела, находящегося на орбите, очень загадочна, так как пыли выделяется очень много. Если бы пыль выделялась из-за разрушения объекта, подобного астероиду Церера нашей солнечной система, то такой объект смог бы существовать только около 8 тысяч лет, а потом исчез. Но что удивительно, за TIC 400799224 наблюдают уже шесть лет, однако периодичность испускания пылевого облака сохраняется, да и сам объект, судя по всему, за это время ничуть не изменился.

Ученые планируют продолжать наблюдение за объектом TIC 400799224 и анализировать полученные данные в надежде со временем определить его природу.

Пылевые облака представляют немалый интерес для изучения астрономами. Так, ранее было обнаружено, что именно пылевое облако стало причиной таинственного затмения Бетельгейзе.