• Астрономы заметили в далеком скоплении галактик четыре загадочные полости.Вокруг Света. Украина
    Фото: NASA
    Четверг, 30 декабря 2021

Астрономы заметили в далеком скоплении галактик четыре загадочные полости

С помощью космической обсерватории НАСА «Чандра» исследователи обнаружили в центре галактического скопления RBS 797 квартет ярко выраженных полостей.

Горячий газ в этих полостях отсутствует. Скопление RBS 797 расположено на расстоянии 3,9 миллиарда световых лет от Земли в созвездии Дракона.

Астрономы предположили, что источником полостей стала пара сверхмассивных черных дыр, находящихся близко друг к другу. Они извергли струи плазмы (джеты) примерно в одно и то же время. В результате чего каждая образовала по две полости.

Фото: NASA

По идее, пара сверхмассивных черных дыр привела к формированию двух пар полостей, отметила доктор Мириам Джитти из Болонского университета (Италия).

Если версия подтвердится, эти черные дыры будут одной из самых близких пар, когда-либо обнаруженных астрономами. Их разделяет около 250 световых лет.

По словам доктора Джитти, хотя сверхмассивные черные дыры могут образовывать двойные системы, в активной фазе это наблюдается крайне редко. В этом смысле открытие двух близких активных черных дыр, образующих полости в скоплении RBS 797, является экстраординарным.

Две черные дыры буду продолжать вращаться по спирали навстречу друг другу, генерируя огромное количество гравитационных волн. И в конечном итоге сольются.

По словам астрономов, есть еще одно возможное объяснение появления четырех полостей, замеченных в RBS 797.

В этом процессе может быть задействована только одна сверхмассивная черная дыра, извергавшая джеты, которые довольно быстро меняли направление. Анализ данных, полученных обсерваторией «Чандра», показал, что разница в возрасте двух пар полостей составляет менее 10 миллионов лет.

И если речь идет лишь об одной черной дыре, создавшей четыре полости, астрономам придется проследить историю ее активности.

Результаты исследования опубликовал журнал Astrophysical Journal Letters .

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», Hubble запечатлел огромное скопление галактик в созвездии Кита.