• Голландские астрономы открыли самую большую галактику во Вселенной.Вокруг Света. Украина
    Фото: Oei et al., arXiv
    Вторник, 15 февраля 2022

Голландские астрономы открыли самую большую галактику во Вселенной

На днях астрономы обнаружили действительно гигантскую галактику. И что самое удивительное — она продолжает расти!

В космосе таится много необычного и загадочного. Черные дыры, туманности, магнетары и множество действительно странных галактик. И вот недавно ученые из Лейденской лаборатории в Нидерландах нашли галактику, крупнее которой астрономы раньше не видели.

Этот галактический монстр находится примерно в 3 миллиардах световых лет от нашей планеты. Огромная радиогалактика Алкионей раскинулась в космосе на невероятное расстояние в 5 мегапарсеков, или же 16.3 миллионов световых лет. Такие непостижимые размеры выводят Алкионей на первую строчку среди самых больших галактик Вселенной.

Ученые пока очень мало знают об этом колоссе, и о том, что стало причиной его необычного роста. Но с его помощью можно будет лучше понять не только сущность гигантских радиогалактик, но также и межгалактической среды, дрейфующей в космических пустотах.

Что такое радиогалактики?

Гигантские радиогалактики представляют собой еще одну загадку нашей Вселенной. Свое название они получили потому, что обладают большим радиоизлучением по сравнению с остальными галактиками.  Радиогалактики состоят из галактики-хозяина. Галактика-хозяин представляет собой скопление звезд, вращающихся вокруг галактического ядра, в котором находится сверхмассивная черная дыра. Также в состав радиогалактик входят гигантские радио джеты — струи плазмы, исходящие из галактического центра. Джеты порождаются сверхмассивной черной дырой.

Не все вещество, попавшее в черную дыру, оказывается за пределами горизонта событий. Небольшое его количество каким-то образом выталкивается из внутренних областей к полюсам аккреционного диска. И там оно выталкивается в космос в виде струй (джетов) ионизированной плазмы со скоростью, приближенной к скорости света. Джеты могут путешествовать на огромные расстояния, прежде чем начать рассеиваться, образуя гигантские радиоизлучающие «лепестки» галактики.

Фото: Oei et al., arXiv

Радиолепестки Алкионея

Этот процесс — обычный для галактик. Даже у Млечного пути есть радиолепестки. Но ученые до сих пор не могут понять, почему в некоторых галактиках они вырастают до поистине колоссальных размеров, измеряясь мегапарсеками. Такие галактики называются гигантскими радиогалактиками. И самые крупные экземпляры могут стать ключевыми в понимании того, что же вызывает их рост.

Если существуют какие-то особенные характеристики галактик-хозяев, которые вызывают рост гигантских радиогалактик, то скорее всего ими будут обладать крупнейшие из них.  И то же самое будет справедливо в случае, если на рост галактик влияет их окружение.

В своих исследованиях астрономы использовали данные, собранные огромным европейским интерферометром LOFAR. В состав этого интерферометра входит около 20 тысяч антенн, расположенных в 52 локациях по всей Европе. Именно с его помощью и был найден Алкионей.

Что находится в центре Алкионея?

Чтобы распознать, что же именно находится в центре найденной галактики, астрономы воспользовались данными телескопа SDSS, расположенного в штате Нью-Мексико. Они обнаружили, что внутри Алкионея находится обычная эллиптическая галактика, обрамленная нитями космической паутины — структурами, образуемыми темной материей. Размеры этой галактики примерно в 240 миллиардов раз превышают массу Солнца, а внутри ее находится сверхмассивная черная дыра, масса которой превышает солнечную в 400 миллионов раз.

Получается, что Алкионей по своим физическим характеристикам довольно обычная галактика, похожая на другие. По сути, его звездная масса и черная дыра в центре даже меньше, чем в среднем у гигантских радиогалактик. А значит, для появления таких гигантов не нужны какие-то особенно большие галактики-хозяева или черные дыры.

Возможно, причиной таких размеров Алкионея является то, что он находится в регионе космоса с меньшей плотностью, благодаря чему она и может распространиться на такие расстояния. Или же на ее рост влияет взаимодействие с космической паутиной.

Чтобы там ни было, ученые уверены, что Алкионей вырастет еще больше, растянувшись на огромное расстояние в космических темных глубинах.