• Астрономы впервые обнаружили у астероида три спутника.Вокруг Света. Украина
    Фото: ESO/Berdeu et al., Yang et al.
    Пятница, 18 февраля 2022

Астрономы впервые обнаружили у астероида три спутника

Астрономы открыли этот астероид еще в XIX столетии. Но недавно оказалось, что его сопровождает самая большая компания, какую когда-либо замечали у астероидов.

Астероид называется 130 Электра, или просто Электра. И только сейчас астрономы увидели, что у астероида не один, не два, а целых три маленьких спутника. Открытие ученых не только сделало Электру самой «населенной» из известных астероидных систем, но и продемонстрировало, как можно найти будущем и другие малозаметные спутники астероидов.

Ученые уже и раньше знали, что у астероидов бывают небольшие спутники, хотя их и очень редко удается заметить. Сейчас астрономам известно о существовании более 1 100 000 астероидов, и примерно 150 из них обладают как минимум одним спутником, или как их еще называют, луной.

Электра впервые была открыта в астероидном поясе между Марсом и Юпитером в 1873 году. Ее диаметр составляет около 260 километров. Однако ее первую луну, S/2003 (130) 1, смогли заметить только 130 лет спустя, в 2003 году. Вторая луна Электры, S/2014 (130) 1, была открыта в 2014 году.

Почему спутники Электры так долго оставались незамеченными?

Астероиды очень маленькие, и в лучшем случае тускло подсвечиваются. Что-то еще более маленькое, что вращается вокруг астероида, будет только тусклее и бледнее. И скорее всего останется практически невидимым на фоне астероида.

Чем меньше спутник, и чем он ближе к астероиду, тем его сложнее заметить. Именно по этой причине настолько сложно впрямую увидеть экзопланеты, вращающиеся вокруг других звезд.

Диаметр спутника S/2003 (130) 1 составляет всего 6 километров, и он вращается вокруг Электры на расстоянии около 1 300 километров. У второй луны, S/2014 (130) 1, диаметр всего лишь 2 километра, а среднее орбитальное расстояние — 500 километров.

Фото: Фото: ESO/Berdeu et al., Yang et al.

Три спутника Электры

Недавно обнаруженная луна под названием S/2014 (130) 2 еще меньше и еще ближе к Электре. Ее диаметр примерно 1.6 километров, а расстояние от астероида составляет 340 километров. Этот спутник в 15 тысяч раз более тусклый, чем Электра.

Третий спутник был обнаружен с помощью архивных данных, собранных прибором SPHERE, который является частью Очень Большого Телескопа Европейской Южной Обсерватории. Данные затем пропустили через недавно разработанный инструмент по сжатию данных, чтобы эффективно убрать нерелевантные данные из всего имеющегося объема.

Они также воспользовались алгоритмами по обработке данных, чтобы смоделировать расширенное сияние вокруг астероида, которое называется гало, а затем его убрать.

После того как информация была обработана таким образом и стала заметна крошечная третья луна Электры.

Хотя ученые и смогли получить некоторую базовую информацию по поводу этого третьего спутника, у них осталось много вопросов по поводу его движения вокруг Электры. Вдобавок ко всему, не так уж много есть информации о том, как образуются такие системы.

Прошлогоднее исследование показало, что две луны астероида Клеопатра скорее всего сформировались из пыли, произведенной самим астероидом. Однако неизвестно, насколько этот процесс обычный при образовании других астероидных лун.

Спутники могут представлять собой скальные породы, выброшенные в космос после столкновения с другими телами. А возможно гравитационное поле астероида «захватило» пролетающие мимо небольшие каменные объекты.

Открытие первой астероидной системы из четырех тел открывает новые возможности для понимания механизма образования таких спутников. А техника, которую использовали ученые, может применяться в будущих исследованиях. И возможно, Электра окажется еще не самой большой любительницей общества среди астероидов на космических просторах.

Ранее портал «Вокруг Света. Украина» писал о том, что астрономы обнаружили самую юную пару астероидов Солнечной системы.