• Планетологи определили причину полярных сияний на Сатурне.Вокруг Света. Украина
    Фото: NASA/Cassini
    Четверг, 10 февраля 2022

Планетологи определили причину полярных сияний на Сатурне

Международная команда исследователей установила, каким образом на Сатурне формируются гигантские полярные сияния.

Планетологи из Британии, США и Японии считают, что некоторые из этих сияний генерируются вихревыми ветрами в атмосфере газового гиганта, а не только окружающей его магнитосферой.

Это делает Сатурн уникальным на фоне других планет. А также объясняет, почему длительность дня на Сатурне довольно сложно измерить.

Этот вопрос не давал покоя исследователям с тех пор, как зонд NASA «Кассини» впервые достиг Сатурна в 2004 году. Измерения космического аппарата показали, что день на планете составляет 10 часов 45 минут. Это на 6 минут длиннее продолжительности дня, зафиксированной в 1981 году космическим кораблем НАСА «Вояджер-2».

Ученые понимали, что Сатурн вряд ли изменил период своего вращения всего за два десятилетия. Было ясно, что каким-то образом магнитные поля над планетой смещались по сравнению с теми, которые генерировались глубоко внутри.

Согласно нашему пониманию физики недр планет, скорость вращения Сатурна не может измениться так быстро, отметил доктор Нахид Чоудхури из Лестерского университета (Британия). Поэтому на Сатурне должно происходить что-то уникальное и странное.

Фото: NASA/Cassini

По его словам, новое исследование посвящено первому обнаружению фундаментального двигателя, расположенного в верхних слоях атмосферы планеты. Он генерирует как планетарные периоды, так и полярные сияния.

Что еще узнали исследователи

Команда измерила инфракрасное излучение верхних слоев атмосферы Сатурна с помощью обсерватории Кека на Гавайях. На протяжении месяца ученые наносили на карту потоки ионосферы газового гиганта, расположенные намного ниже магнитосферы.

Карта, совмещенная с известным импульсом полярных сияний Сатурна, показала, что значительная их часть создается вихревыми ветрами в ее атмосфере и отвечает за наблюдаемую переменную скорость вращения планеты.

Исследователи полагают, что система управляется энергией термосферы Сатурна. А в ионосфере наблюдаются ветры скоростью 0,3-3 км/с.

Наблюдения показали, что на Сатурне есть настоящее северное сияние. Это первое полярное сияние из известных науке, которое генерируют ветры в атмосфере планеты.

Результаты исследования опубликовал журнал Geophysical Research Letters.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», изучение колец Сатурна помогло понять строение его ядра.