• Астрономы впервые изучили слоистую атмосферу экстремальной экзопланеты.Вокруг Света. Украина
    Фото: Bibiana Prinoth
    Вторник, 1 февраля 2022

Астрономы впервые изучили слоистую атмосферу экстремальной экзопланеты

Международная команда астрономов впервые исследовала отдельные слои атмосферы экзопланеты на примере газового гиганта WASP-189b.

Эту экзопланету из класса горячих юпитеров также называют «адской». WASP-189b является одной из самых экстремальных среди известных науке экзопланет. (А таких на сегодняшний день – около 5000). Она расположена в 322 световых годах от Земли. Температура на WASP-189b достигает 3200 градусов Цельсия. Она примерно в 1,6 раза больше Юпитера. Полный оборот вокруг своей звезды планета совершает за 2,7 дня.

Она абсолютно непригодна для жизни, отметили шведские, испанские, швейцарские и британские астрономы. При этом WASP-189b является первой экзопланетой, на примере которой ученым удалось исследовать отдельные слои атмосферы: их химический состав и характеристики.

Интересно, что в ходе работы исследователи обнаружили и следы оксида титана: раньше его никогда не находили в атмосфере экзопланеты. Оксид титана поглощает коротковолновое излучение, такое, например, как ультрафиолетовое излучение, испускаемое Солнцем.

Атмосфера WASP-189b содержала также газообразные железо, хром, ванадий, магний и марганец.

Триста из известных экзопланет могут оказаться горячими юпитерами

Вникая в суть нового исследования, возможно, стоит вспомнить, что такое экзопланеты. В прошлом астрономы часто сходились во мнении, что атмосферы экзопланет представляют собой однородный слой. И пытались изучать их именно с этой точки зрения. Об этом рассказал астроном Йенс Хоймакерс из Лундского университета (Швеция).

Однако результаты новых исследований показали, что даже атмосферы сильно облученных газовых планет-гигантов имеют сложную структуру.

Что касается WASP-189b, то эта планета входит в один из самых интригующих классов экзопланет: горячих юпитеров. Эти экстремальные миры представляют собой газовые гиганты, такие как Юпитер. Но при этом они находятся на очень близких орбитах по отношению к своим звездам. И совершают полный оборот менее чем за 10 дней. Поэтому и температуры у этих экзопланет такие высокие.

Согласно текущим моделям формирования планет, газовый гигант не может сформироваться так близко к своей звезде. Потому что гравитация, радиация и сильные звездные ветры должны препятствовать «слипанию» газа. Тем не менее, из всех известных на сегодняшний день экзопланет более 300 могут быть горячими юпитерами.

Результаты исследования опубликовал журнал Nature Astronomy.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», спутник NASA открыл массивную экзопланету возле старого оранжевого карлика.