• Астрономы обнаружили экзолуну. Возможно, первую в истории.Вокруг Света. Украина
    Фото: Helena Valenzuela Widerström
    Пятница, 14 января 2022

Астрономы обнаружили экзолуну. Возможно, первую в истории

Ученые сделали открытие на основе данных космического телескопа NASA «Кеплер», который уже выведен из эксплуатации.

Солнечная система имеет 8 официальных планет и по крайней мере в 25 раз больше лун. У одного только Сатурна 82 спутника. Можно предположить, что в нашей галактике должно быть множество планет со спутниками. Но при том, что астрономы открыли уже почти 5000 экзопланет (это планеты за пределами Солнечной системы) и еще 10 тысяч кандидатов в экзопланеты находятся на рассмотрении, ни одной подтвержденной экзолуны еще нет.

Проблема состоит в сложности обнаружения таких объектов. Поскольку даже экзопланеты слишком малы и слишком тусклы, чтобы их можно было увидеть напрямую, астрономы с помощью космических телескопов ищут их, пытаясь увидеть очень небольшое влияние, которое они оказывают на своих звезд-хозяев. В случае телескопа «Кеплер» это включало наблюдение за звездами в поисках очень слабых, регулярных провалов в яркости, которые указывают на то, что что-то движется между телескопом и звездой через равные промежутки времени — другими словами, экзопланета на орбите. Эти очень слабые провалы известны как кривая блеска. И только если в дополнение к кривой транзита экзопланеты астрономам удается идентифицировать еще один слабый сигнал, то можно говорит об обнаружении экзолуны. При этом нужно доказать, что этот сигнал не является следствием помех.

Именно поэтому первый и до недавнего времени единственный кандидат в экзолуны, открытый в 2018 году астрономами из Колумбийского университета, до сих пор официально не признан. Этот объект назвали Kepler-1625 bi, потому что предполагаемый спутник вращается вокруг экзопланеты Kepler-1625 b. Она находятся примерно в 8000 световых лет от Земли. Экзолуна имеет размеры и массу сопоставимые с Нептуном и вращается вокруг экзопланеты, масса которой в несколько раз превышает массу Юпитера.

Теперь команда из того же Колумбийского университета (США) сообщила об обнаружении еще одной потенциальной экзолуны. Объект был назван Kepler-1708 bi, он вращается вокруг экзопланеты Kepler-1708 b, находящейся на расстоянии около 5500 световых лет в направлении созвездий Лебедя и Лиры. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что экзолуна Kepler-1708 bi довольно большая — примерно в 2,6 раза больше Земли. Ее планета-хозяин лишь немногим меньше Юпитера.

Существование Kepler-1708 bi также еще предстоит подтвердить, как и в случае его предшественника. Однако предвосхищая ​​критику коллег, на этот раз исследователи рассчитали вероятность того, что сигнал Kepler-1708 bi является помехой. Вероятность, по  их словам, составляет всего 1 процент. Таким образом, у Kepler-1708 bi есть все шансы стать первой в истории подтвержденной экзолуной.

По материалам Science Аlert