• Скалистые экзопланеты более необычны по составу, чем считалось.Вокруг Света. Украина
    Фото: NOIRLab
    Пятница, 5 ноября 2021

Скалистые экзопланеты более необычны по составу, чем считалось

Об этом сообщили американские исследователи, которые проанализировали состав скалистых, то есть подобных Земле, экзопланет.

Исследование провели ученые из Калифорнийского университета во Фресно и Национальной исследовательской лаборатории оптической и инфракрасной астрономии (NOIRLab).

Они изучили химический состав так называемых загрязненных белых карликов в окрестностях Солнца. И пришли к выводу, что скалистые экзопланеты более разнообразны и экзотичны, чем ранее предполагали астрономы.

Загрязненные белые карлики представляют собой звезды, лишенные источников термоядерной энергии и постепенно остывающие на протяжении миллиардов лет.

Планеты, вращающиеся вокруг белых карликов, могут распадаться из-за сильного гравитационного притяжения к ним. В результате чего материал планет падает в атмосферу звезд, «загрязняя» их.

Исследование атмосфер 23 загрязненных белых карликов позволило исследователям определить состав скалистых экзопланет, которые когда-то вращались вокруг этих звезд.

Все изучаемые белые карлики находятся на расстоянии 650 световых лет от Солнца. С помощью космического телескопа «Хаббл» и обсерватории Кека на Гавайях команда измерила в атмосферах звезд содержание кальция, кремния, магния и железа. Полученные данные астрономы использовали для реконструкции минералов и горных пород, которые образовались из этих элементов.

Они обнаружили, что скалистые экзопланеты обладают гораздо более разнообразным составом, чем любая планета Солнечной системы.

Некоторые породы были настолько необычны, что исследователям даже пришлось придумать для них новые названия. Например, «кварцевые пироксениты» и «периклазовые дуниты».

Ученые подчеркнули, что хотя некоторые экзопланеты, которые некогда вращались вокруг загрязненных белых карликов, кажутся похожими на Землю, большинство из них состоят из пород, не характерных для Солнечной системы.

Некоторые типы горных пород могут плавиться при гораздо более низких температурах и образовывать более толстую кору, чем земные. А некоторые могут быть более слабыми, что может способствовать развитию тектоники плит, отметили астрономы.

Результаты исследования опубликовал журнал Nature Communications.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», горячие скалистые экзопланеты могут иметь богатую водой атмосферу.