• Астрономы впервые обнаружили экзопланету с помощью радиотелескопа.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Четверг, 6 августа 2020

Астрономы впервые обнаружили экзопланету с помощью радиотелескопа

Планета TVLM 513 вращается вокруг ультрахолодного карлика. Обнаружить планету рядом с таким тусклым объектом – крайне трудно.

Экзопланета размером с Сатурн была обнаружена с помощью сети радиоантенн VLBA. Она вращается вокруг небольшой тусклой звезды в 35 световых годах от Земли. Открытие сделала международная команда астрономов во главе с учеными из Института радиоастрономии имени Макса Планка.

Планете дали название TVLM 513. Ее масса эквивалента массе Сатурна, а длина орбиты – примерно такая же, как у Меркурия.

TVLM 513 вращается вокруг ультрахолодного карлика. Обнаружить планету рядом с таким тусклым объектом – крайне трудно. В ходе этого исследования астрономы использовали астрометрический метод.

Астрометрический метод поиска экзопланет давно известен, но используется редко. TVLM 513 – всего лишь вторая планета, которую удалось обнаружить с помощью такой техники.

Как обнаружить экзопланету

Метод работает таким образом. Ученые сначала отслеживают перемещения звезды в пространстве, а затем находят крохотные «колебания» в ее привычном ритме. Эти колебания вызваны гравитационным притяжением планеты.

Звезда и планета вращаются вокруг барицентра — общего центра масс. Планету можно обнаружить косвенно, если центр масс находится достаточно далеко от центра звезды и способен вызвать колебания, которые можно зафиксировать с помощью телескопа.

По словам астрофизиков, такой метод наиболее подходит для поиска юпитероподобных планет на большом удалении от звезды: когда массивная планета вращается вокруг звезды, колебания последней становятся тем более заметными, чем больше расстояние между планетой и звездой.

На протяжении полутора лет с июня 2018 года астрономы отслеживали звезду TVLM 513–46546 массой одна десятая массы Солнца в созвездии Волопаса.

Также они использовали данные предыдущих наблюдений за звездой, полученные радиотелескопом VLBA в период с марта 2010 года по август 2011.

Сопоставляя данные, ученые смогли выявить в движении звезды явное колебание, указывающее на то, что вокруг нее вращается планета. TVLM 513 делает полный круг вокруг звезды за 221 день.

Результаты исследования опубликованы в журнале «Astronomical Journal».

Как сообщал «Вокруг света Украина», астрономы-любители сообщили об открытии экзопланеты. Если это открытие подтвердится, экзопланета станет первой, которую обнаружили астрономы-любители.