К такому выводу пришли ученые из Массачусетского технологического института (МІТ) в исследовании, обнародованном в рамках конференции о человеческом факторе в компьютерных системах CHI 2021.
Новая работа стала продолжением предыдущих исследований влияния социальных сетей на людей. В одном из них ученые заметили, что наводящий вопрос о точности информации в новости или статье побудил людей больше задумываться над тем, что они распространяют. Теперь ученые из МІТ решили проверить, повторится ли подобный эффект, если пользователям соцсетей прямо указывать на ошибки или фейковость распространенных ими сообщений.
Для этого они отобрали 11 сообщений, признанных фактчекерами как недостоверные — например, о финансировании президентской кампании Хиллари Клинтон в 2016 году из Украины или о том, что Дональд Трамп якобы выселил ветерана войны с инвалидностью из дома.
Также ученые отобрали 2 тысячи аккаунтов в Twitter, которые распространяли эти ложные сообщения и были репрезентативными по признакам возраста, пола и политических предпочтений.
После этого исследователи из МІТ создали бота в соцсети, который автоматически отвечал на твиты с фейками словами «Не уверен в отношении этой статьи — возможно, она неправдивая» и ссылкой на фактчекерский сайт Snopes. Всего бот разослал 1 454 таких сообщения.
Выяснилось, что пользователи, которых исправляли, стали распространять еще больше ложных сообщений. Почему так, авторы исследования не знают — предполагают, что публичное исправление действует как общественное давление, которому люди бессознательно сопротивляются. «Результаты несколько разочаровывают — было бы замечательно, если бы прямое исправление заставляло людей исправляться и распространять качественные новости! Но оно и подчеркивает социальный характер соцсетей», — пояснил в комментарии Vice соавтор исследования Дэвид Рэнд.
Теперь в Массачусетском технологическом институте планируют дальнейшие исследования, чтобы понять, каким образом можно побудить пользователей соцсетей к более ответственному отношению к новостям, которые они распространяют.
Недавно американские ученые провели другое исследование, которое помогло понять, как мозг различает правду и фейки. Оказалось, что выбор слов играет ключевую роль в том, верим мы информации или она внушает подозрение
По материалам Hromadske.ua
Читайте также:
Высокий эмоциональный интеллект помогает распознать фейки
Люди старше 65 лет постят больше всего фейков