• На медных рудниках в Бразилии открыли бактерию, которая очищает токсичные отходы.Вокруг Света. Украина
    Фото: Louise H. Gracioso
    Пятница, 30 апреля 2021

Бактерия, способная выделять чистую одноатомную форму металла, открыта впервые.

Группа биологов из Университета Сан-Паулу и Хьюстонского университета обнаружила в отвалах медного рудника бактерию, способную выделять чистую медь из отходов с ее низким содержанием, нерентабельных для всех известных способов обработки. Эти отвалы достаточно токсичны, и составляют серьезную экологическую угрозу. Таким образом, при помощи бактерии, принадлежащей к роду Bacillus  и получившей предварительное название Bacillus sp. штамм 105, можно решать сразу две задачи: извлекать из отвалов некоторое количество меди и делать их экологически безопасными. Отчет об открытии опубликован в Science Advances.

Медь — жизненно важный компонент электроники, солнечных элементов и антимикробных покрытий. Обычно ее добывают из таких руд, как халькопирит. Но все известные способы промышленного извлечения меди дают отходы, с ее остаточным содержанием, достаточным, что отравлять подземные воды, делая их опасными для людей и животных.

Ранее уже был известен ряд бактерий и грибов, способных выделять из окружающей среды полезные металлы, и накапливать их в форме различных соединений. Но бактерия, способная выделять чистую одноатомную форму металла открыта впервые.

Род Bacillus, к которому принадлежит открытая бактерия, включает множество безвредных обитателей почвы и воды, но в него также входит и возбудитель сибирской язвы.

Чтобы понять, как открытая бактерия производил одноатомную медь, исследователи искали белки, которые она производила только при выращивании в присутствии рудного сульфата меди. В частности, они идентифицировали белок под названием ферритин, который хранит железо в организме человека и животных. Предыдущие лабораторные эксперименты показали, что ферритин может преобразовывать токсичную ионную медь, связанную в отходах, в ее менее вредную, металлическую форму. Но подобный процесс никогда ранее наблюдался в живых клетках.

По мнению авторов статьи, их открытие даст начало новой области микробиологии: поиску микроорганизмов, способных выделять чистые металлы. Группа также намерена заняться разработкой способа промышленного использования открытой ей бактерии.

Чикагский стартап использует бактерии, открытые в гейзерах Йеллоустоуна, для приготовления веганского мяса