• Бактерии из кислотных и кипящих вулканических озер дают надежду найти жизнь на Марсе.Вокруг Света. Украина
    Фото: Justin Wang
    Пятница, 28 января 2022

Ученые открыли, как некоторые бактерии со специальными адаптивными механизмами выживают в крайне кислотном, кипящем озере, которое находится в кратере действующего вулкана Поас в Коста-Рике. Результаты исследования показывают, как существовала бы жизнь на Марсе, если она там когда-либо была.

Исследование было опубликовано в журнале Frontiers in Astronomy and Space Science в пятницу, 28 января. В нем рассматривалась бактерия, живущая в гидротермальном кратере вулкана Поас в Коста-Рике — одном из самых враждебных мест обитания планеты.

Вода в этом озере крайне кислотная и переполнена токсичными металлами. Температура воды меняется от комфортной до кипящей, и время от времени там случаются взрывные извержения пара, пепла и камней.

Вулкан Поас в Коста-Рике

Если бы на Красной планете когда-либо была жизнь, она возможно находилась бы в столь же экстремальных условиях окружающей среды со смертоносными извержениями вулканов. Возможно, именно в таких местах когда-то на Земле и зародилась жизнь.

Джастин Ван из университета Колорадо и один из соавторов исследования говорит, что хотя в этом вулканическом озере обнаружили всего лишь несколько типов микроорганизмов, но потенциальных способов их выживания было найдено немало.

Бактериям пришлось прибегнуть к таким мерам, чтобы выжить в озере во время извержений. В этом случае большой набор генов конечно же пригодится.

В 2013 году ученые обнаружили, что в вулканическом озере Поас обитает всего лишь один вид бактерий из рода Acidiphílium. Бактерии этого типа часто обнаруживаются в кислых минеральных природных средах: шахтных водах пиритовых рудников, отвалах угля с примесью пирита и отходах медных и урановых рудников. Также их можно найти в гидротермальных системах.

У этих бактерий есть множество генов, адаптированных к различному окружению.

Новое исследование провели после серии извержений. И оно показало, что в озере есть и другие виды бактерий, однако бактерия Acidiphilium все же доминирует.

Чтобы прийти к этому выводу ученые провели анализ образцов жидкости из озера, серных скоплений и осадочных пород со дна озера с помощью новейшей технологии геномного секвенирования.

Геномное секвенирование показала, что у бактерии есть огромное разнообразие биохимических возможностей, которые могут помочь ей вынести экстремальные и переменчивые условия. Например, она способна создавать энергию из серы, железа и мышьяка.

Вода в озере периодически вскипает и в ней содержится большое количество кислот

Также у бактерии есть гены, отвечающие за связывание углерода, как у растений. Углерод связывается как в простые, так и в сложные сахарные молекулы и биопластические гранулы, которые бактерии используют в качестве источника энергии и запасов углерода в тяжелые времена или при отсутствии пищи.

Ученые ожидали найти многие из обнаруженных ими генов. Но чего они не ожидали, так это того, что такое их количество будет представлено в столь малом видовом разнообразии озера. Однако если подумать, то именно так жизнь и адаптировалась к условиям озера в кратере активного вулкана.

Хотя окружение гидротермальных систем смертоносно, оно также предоставляет самое большое количество ключевых элементов для эволюции: жар, воду и энергию. Подобные места могли также породить жизнь и на Марсе.

Наличие жизни в Laguna Caliente показывает, что жизнь на Марсе могла бы процветать в аналогичных условиях. А значит ее можно поискать в реликтовых марсианских ацидо-сульфатных гидротермальных системах.

До сих пор попытки найти жизнь на Красной планете были в основном сосредоточены на руслах марсианских потоков и истоков рек. Авторы данного исследования предлагают больше внимания уделить местам, где раньше били марсианские горячие источники.

По материалам Independent