• Астробиологи не нашли следов жизни в древнем марсианском метеорите.Вокруг Света. Украина
    Фото: NASA
    Пятница, 14 января 2022

Астробиологи не нашли следов жизни в древнем марсианском метеорите

Упавшие на Землю камни с Марса являются источником важной информации о его прошлом.

На сегодняшний день известны более сотни драгоценных марсианских камней, которые в какой-то момент приземлились на нашу планету. Среди них образец ALH84001 считается одним из самых загадочных. Этот метеорит был найден на ледяном поле Алан-Хиллз в Антарктиде в 1984 году. Его возраст оценивается в 4 миллиарда лет.

Что особенно заинтриговало ученых с момента его открытия, так это крошечные следы органического углерода, обнаруженные в составе породы.

Были высказаны несколько гипотез о происхождении и механизмах образования этого вещества. Это абиотическое производство в результате ударных, магматических и/или гидротермальных процессов; биологическое производство предполагаемыми древними марсианскими организмами и земное загрязнение.

Чтобы изучить крошечные углеродные глобулы, обнаруженные в ALH84001, команда Института науки Карнеги в Вашингтоне получила доступ к тонкому срезу и осколку метеорита, полученным из Космического центра NASA имени Джонсона.

Ученые подвергли эти фрагменты различным методам исследования, включая визуализацию на наноуровне, анализ изотопов, присутствующих в породе и спектроскопию (с использованием света для изучения химического состава вещества).

Результаты показали, что органический углерод мог легко образоваться в присутствии небиологических или абиотических процессов, которые, как известно, производят молекулы органического углерода и на Земле.

Первый — это серпентинизация, которая происходит, когда магматические породы, богатые железом или магнием, взаимодействуют с циркулирующей водой, образуя водород.

Второй процесс —  карбонизация, при котором горные породы реагируют со слабокислой водой, с растворенным в ней углекислым газом, в результате чего образуются карбонатные материалы. «Все, что требуется для этого типа органического синтеза, — это чтобы раствор, содержащий растворенный углекислый газ, просачивался через магматические породы», — объяснили ученые.

Таким образом органические молекулы, обнаруженные в метеорите, скорее всего являются результатом определенных взаимодействий жидкости и породы, подобных тем, которые происходят на Земле. «Этот фоновый сигнал необходимо учитывать при поиске свидетельств прошлой жизни на Марсе», — заключили исследователи.

По материалам Science Аlert