• Метеориты рассказали ученым об океанах на Марсе.Вокруг Света. Украина
    Среда, 1 апреля 2020

Метеориты рассказали ученым об океанах на Марсе

Планетологи обнаружили, что под марсианской поверхностью могли сохраниться как минимум два отдельных резервуара древней воды с разным химическим составом.

Это открытие показывает, что, в отличие от Земли, у Марса, вероятно, не было ни одного большого глобального океана подземной магмы, который охватывал всю планету.

«Многие люди пытаются выяснить историю воды на Марсе. Откуда взялась внутренняя вода Марса? Что вода может рассказать нам о том, как образовался и развился Марс?», — объясняет планетолог Джессика Барнс из Университета Аризоны.

Барнс и ее коллеги изучили два марсианских метеорита — Allan Hills 84 001, обнаруженный в Антарктиде в 1984 году, и Northwest Africa 7034, который нашли в пустыне Сахара в 2011 году.

Команда изучила изотопы водорода, скрытые в камнях с Марса. Изотопы — это варианты элемента с разным числом нейтронов; дейтерий — также известный как тяжелый водород — имеет один протон и один нейтрон. Протий, или легкий водород, имеет один протон и не имеет нейтронов.

Поскольку водород является одним из компонентов воды, соотношение этих двух изотопов, запертых в горных породах, может помочь понять историю воды, в которой они находились.

Здесь, на Земле, протий является доминирующим изотопом водорода. Это верно для атмосферы, водного водорода в горных породах и воды в океане. На Марсе дейтерий является доминирующим изотопом водорода в атмосфере, вероятно, из-за того, что солнечная радиация поглощает протий, но отношения изотопов в горных породах очень разные.

Оказалось, что Allan Hills 84 001 взаимодействовал с водой в марсианской коре около 3,9 млрд лет назад. Подобный анализ определил, что Northwest Africa 7034 взаимодействовал с жидкостью 1,5 млрд лет назад. Оба образца имели одинаковые изотопные соотношения. Еще более странно, что это соотношение было похоже на более молодые породы, проанализированные ровером Curiosity прямо на Марсе.

Это указывает на то, что химический состав этой воды был неизменным в течение примерно 3,9 млрд лет. Но когда команда сравнила свои результаты с предыдущими исследованиями изотопов водорода в метеоритах из марсианской мантии — они обнаружили нечто действительно удивительное. Мантийные метеориты вписываются в две отдельные группы магматических пород, называемых шерготтит.

Эти две различные химические подписи указывают на два разных, не смешанных резервуара воды в марсианской мантии.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», вода на Марсе была. Но ее выпили горы. Базальтовые скалы планеты похожи на губку, утверждают эксперты.