• Биологи доказали связь седины со стрессом.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Пятница, 25 июня 2021

Биологи доказали связь седины со стрессом

Новый метод анализа состава волос подкрепил правдивость мнения о том, что от стресса можно резко поседеть, а после его завершения — снова вернуть нормальную пигментацию.

На вопрос «почему седеют волосы», большинство людей ответит — возрастные изменения, и лишь немногие предположат сильный стресс. Истории о том, что человек поседел в считанные часы, хорошо известны. Но до сих пор они оставались на уровне мифов: убедительных научных доказательств явлению не было.

Мартин Пикар из Колумбийского университета и его коллеги разрезали волосы на крошечные цилиндры высотой всего 50 микрометров — примерно на такую длину они вырастают в час. Образцы были получены у 14 добровольцев, которые вели личные дневники и могли точно соотнести нужную дату с теми или иными событиями жизни. Проследив изменения в содержании пигмента, ученые обнаружили, что оно падает с повышением уровня стресса у человека.

Имея возможность рассмотреть детальный состав каждого фрагмента волоса, биологи проанализировали содержание в них различных белков. Поседение сопровождалось изменением количества примерно 300 молекул, и для анализа этих данных пришлось создать математическую модель. Она показала, что ключевые изменения касаются белков, связанных с энергетическим метаболизмом клетки, работой митохондрий и их реакцией на окислительный стресс — появление активных форм кислорода, которые служат точным индикатором негативных процессов в организме. Таким образом, именно дисфункцию митохондрий в клетках волосяных фолликул авторы называют базовой причиной потери пигментации.

Одновременно ученые выяснили, что у некоторых добровольцев впоследствии количество пигмента возвращалось к норме. Такое происходило далеко не у всех, и только у молодых людей.

Фото: Depositphotos