• Человек разумный обосновался в Европе на 10 тыс. лет раньше, чем считали археологи.Вокруг Света. Украина
    Фото: Ludovic Slimak
    Четверг, 10 февраля 2022

Международная команда исследователей пришла к такому выводу в результате раскопок, проведенных в гроте Мандрен, что в долине реки Рона на юге Франции.

Археологи обнаружили в гроте, помимо останков неандертальцев, зуб ребенка Homo sapiens возрастом 54 тысячи лет.

Ранее ученые утверждали, что современные люди пришли в Европу из Африки 43-45 тыс. лет назад. Об этом свидетельствовали останки представителей Homo sapiens, найденные в Италии и Болгарии.

Обнаружение детского зуба в гроте Мандрен между слоями с останками неандертальцев – доказательство того, что оба вида проживали в этом регионе одновременно.

По словам профессора Криса Стрингера из Музея естественной истории в Лондоне, люди и неандертальцы смешивались между собой и заводили детей. В результате чего ДНК современных людей содержит гены неандертальцев.

Сотни каменных орудий, найденных в этом месте, позволяют предположить, что убежище активно использовалось обеими группами людей, а не просто было местом кратковременной стоянки.

Фото: Ludovic Slimak

Раньше исследователи полагали, что появление Homo sapiens в Европе привело к довольно быстрой гибели неандертальцев. Однако новые данные говорят о том, что процессы появления современных людей в Европе и исчезновения неандертальцев гораздо сложнее, отметил профессор Стрингер.

Ведущий автор исследования Людовик Слимак из Университета Тулузы 30 лет занимался раскопками в гроте Мандрен. Он считает, что два вида обменивались знаниями. Например, информацию о том, где брать кремень для изготовления орудий, современные люди получили от неандертальцев. Кремниевый карьер находился за сотни километров от пещеры.

При этом Мари-Элен Монсель, директор по исследованиям Французского национального музея естественной истории в Париже, считает, что открытия всего лишь одного зуба современного человека недостаточно, чтобы окончательно отодвинуть дату прибытия Homo sapiens в Европу. Она утверждает, что необходимы другие окаменелые человеческие останки, чтобы быть уверенными в выводах исследования.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», палеоантропологи нашли в Иране молочный зуб неандертальца.