• Фото: Shutterstock
    Вторник, 20 августа 2019

Чернила древних египтян превратились в невидимые – открытие немецких ученых

В Германии физики помогли археологам расшифровать надписи, сделанные на древнем манускрипте якобы невидимыми чернилами.

Помощь профильных специалистов – физиков – понадобилась представителям археологической науки, так как, по их предположениям, на манускрипте все же содержался какой-то текст.

Древний манускрипт был найден более ста лет назад на египетском острове Элефантина, расположенном на реке Нил. Документ относится к коллекции папирусов, обнаруженных еще в 1906-1908 годах неподалеку от города Асуан археологом Рубенсоном. До наших дней манускрипт считался пустым.

Германия (Федеративная Республика Германия) – государство в Западной Европе.

Столица – Берлин

Крупнейшие города: Берлин, Гамбург, Мюнхен, Кёльн, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Дюссельдорф, Дрезден, Лейпциг

Форма правления – Парламентская республика

Официальный язык – немецкий

Религия – протестантизм, католицизм

Валюта – евро

Граничит с: Данией, Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами

Тем не менее, археологи решили обратиться за помощью в Центр имени Гельмгольца. Специалисты применили технологию рентгеновской флуоресценции, и это дало свои плоды.

Тайную информацию искали зря

Причиной изначальной невидимости текста стало то, что при нанесении его на папирус были использованы не черные чернила из древесного угля, традиционно использовавшиеся древнеегипетскими писцами, а жидкость для письма, изготовленная на основе цветных металлов. Именно это стало причиной того, что, пролежав под солнцем длительное время, чернила выцвели и стали абсолютно невидимыми.

Лишь применение инфракрасного спектрометра дало возможность обнаружить скрытый доселе текст. Определен был и состав невидимых чернил: их основой был карбоксилат свинца. Впрочем, ценным в открытии стало лишь определение секрета чернильной жидкости, поскольку, как выяснили ученые, ничего тайного на папирусе написано не было.

По материалам Хартыя97