• Древние растения вышли на сушу благодаря грибам.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Понедельник, 24 мая 2021

Древние растения вышли на сушу благодаря грибам

Водные растения начали осваивать сушу около 450 миллионов лет назад. Но для этого им понадобилась помощь извне.

Гипотеза о том, что альянс растений и грибов стоял у истоков наземной растительности, появилась еще при изучении окаменелостей в 1980-х. Дело в том, что для адаптации к суше растениям, покинувшим воду, приходилось приспосабливаться к новым сложным условиям: вредному воздействию ультрафиолета и отсутствию питательных веществ в почве.

Чтобы понять, как именно проходила адаптация, международная команда ученых во главе со специалистами из Национального центра научных исследований и Университета Тулузы (Франция) изучили современные растения.

В основном растения делятся на две большие категории: сосудистые — со стеблями и корнями, несосудистые — мохообразные. Большинство растений живет в тесном партнерстве с грибами, в результате чего оба организма получают выгоду. Предыдущие исследования показали, что существуют гены, ответственные за правильное функционирование подобного симбиоза. Особенно это проявляется у сосудистых растений.

В новой работе ученые сосредоточили свое внимание на представителе группы мохообразных — маршанции (Marchantia paleacea; на снимке вверху), генетика которой еще не была изучена. Проанализировав ее, биологи смогли выделить ген, который тоже определяет симбиоз этого растения с грибами. Как выяснили ученые, он ответственен за липидный обмен между ними, что улучшает питание большинства наземных растений.

В связи с этим специалисты сделали вывод, что общий предок мохообразных и сосудистых растений, колонизировавший сушу 450 миллионов лет назад, должен был обмениваться липидами с грибами, подобно современным растениям: значит, этот симбиоз сложился очень давно — как раз во времена их выхода на сушу.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», в Китае нашли окаменелости древнейшего гриба возрастом 635 млн лет. Об уникальном открытии сообщили американские и китайские палеонтологи. В доломитовых слоях формации Доушаньто они наткнулись на самые старые грибовидные ископаемые начала эдиакарского периода (635-541 млн лет назад).

Фото: Depositphotos