Новые наблюдения экологов и климатологов свидетельствуют о том, что разрушенные дома, дороги и прорванные трубопроводы вскоре станут в Арктике обычным явлением.
Повышение глобальной температуры на планете вызывает оттаивание мерзлой земли. Этот процесс представляет чрезвычайную опасность для пяти миллионов граждан из разных стран, которые живут в арктической вечной мерзлоте.
Тем более, что в ходе изменения климата Арктика нагревается в два-четыре раза быстрее, чем остальные регионы планеты.
Исследователи, изучающие Арктику, прогнозируют, что к 2050 году местная инфраструктура на 70 процентов может подвергнуться разрушениям. Убытки оценивают в десятки миллиардов долларов.
В новом исследовании эксперты обратили внимание на то, как меняется регион под воздействием изменения климата. Они также озвучили варианты решения глобальной проблемы.
Вечной мерзлотой называют землю, которая находится в замороженном состоянии более двух лет. Она покрывает около четверти поверхности суши в Северном полушарии, включая половину территории Канады, а также 80 процентов Аляски.
Согласно исследованию, в районах вечной мерзлоты Северного полушария насчитывается около 120 000 зданий, 40 000 км дорог и 9 500 км трубопроводов.
Повышение температуры приводит к таянию вечной мерзлоты. В результате образуются воронки, оползни и наводнения. Дома трещат по швам и в конечном итоге разрушаются. Так же, впрочем, как дорожная инфраструктура и объекты коммунального хозяйства.
Поскольку в ближайшие годы планета будет нагреваться еще быстрее, ожидается, что вечная мерзлота будет таять с еще большей скоростью.
Арктический геолог Луиза Фаркуарсон из Университета Фэрбенкса (Аляска, США) отметила, что когда температура становится выше, появляются огромные проблемы. Земля оседает, в населенных пунктах лопаются водопроводные трубы, в стенах домов появляются трещины. На улицах из талой воды образуются пруды.
Люди жили на этих землях тысячи лет, сказала геолог. Им непросто решиться на переселение в другие места.
Можно ли решить проблему?
Исследователи объяснили, что проблему можно решить, пытаясь сохранить холодную температуру вечной мерзлоты. Но этот способ довольно дорогой и рискованный.
Некоторые автомагистрали на Аляске уже построены с так называемыми воздушными конвекционными насыпями. Такой метод предполагает размещение пористого материала в поверхностном слое дорог. Это стимулирует отвод тепла от промерзшей земли.
Более известный и разумный способ решения проблемы – уменьшение выбросов парниковых газов. Это позволит снизить температуру, до которой прогрелась планета, напомнил Пол Кристофферсен, гляциолог из Института полярных исследований имени Скотта в Кембридже (Великобритания).
Сегодня команда продолжает внимательно изучать вечную мерзлоту. Новая цель исследователей – оценить, сколько углекислого газа, заключенного внутри замерзшей земли, высвобождается по мере ее нагревания.
Результаты исследования опубликовал журнал Nature Reviews Earth & Environment.
Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», в Канадской Арктике выросла популяция пизли: гибрида белого медведя и гризли.
По материалам ВВС
Читайте также:
В Арктике теперь бывает так же тепло, как в Средиземноморье: ООН
Последнее пристанище белых медведей в Арктике стремительно тает
Прачки Европы и Северной Америки загрязняют Арктику пластиком