• Изменение климата лишает крова жителей Арктики. Как решить проблему?.Вокруг Света. Украина
    Фото: Getty Images
    Среда, 12 января 2022

Изменение климата лишает крова жителей Арктики. Как решить проблему?

Международная команда исследователей проанализировала угрозы, которые нависли над населением и окружающей средой Арктики в связи с глобальным потеплением.

Новые наблюдения экологов и климатологов свидетельствуют о том, что разрушенные дома, дороги и прорванные трубопроводы вскоре станут в Арктике обычным явлением.

Повышение глобальной температуры на планете вызывает оттаивание мерзлой земли. Этот процесс представляет чрезвычайную опасность для пяти миллионов граждан из разных стран, которые живут в арктической вечной мерзлоте.

Тем более, что в ходе изменения климата Арктика нагревается в два-четыре раза быстрее, чем остальные регионы планеты.

Исследователи, изучающие Арктику, прогнозируют, что к 2050 году местная инфраструктура на 70 процентов может подвергнуться разрушениям. Убытки оценивают в десятки миллиардов долларов.

В новом исследовании эксперты обратили внимание на то, как меняется регион под воздействием изменения климата. Они также озвучили варианты решения глобальной проблемы.

Фото: Getty Images

Вечной мерзлотой называют землю, которая находится в замороженном состоянии более двух лет. Она покрывает около четверти поверхности суши в Северном полушарии, включая половину территории Канады, а также 80 процентов Аляски.

Согласно исследованию, в районах вечной мерзлоты Северного полушария насчитывается около 120 000 зданий, 40 000 км дорог и 9 500 км трубопроводов.

Повышение температуры приводит к таянию вечной мерзлоты. В результате образуются воронки, оползни и наводнения. Дома трещат по швам и в конечном итоге разрушаются. Так же, впрочем, как дорожная инфраструктура и объекты коммунального хозяйства.

Поскольку в ближайшие годы планета будет нагреваться еще быстрее, ожидается, что вечная мерзлота будет таять с еще большей скоростью.

Арктический геолог Луиза Фаркуарсон из Университета Фэрбенкса (Аляска, США) отметила, что когда температура становится выше, появляются огромные проблемы. Земля оседает, в населенных пунктах лопаются водопроводные трубы, в стенах домов появляются трещины. На улицах из талой воды образуются пруды.

Люди жили на этих землях тысячи лет, сказала геолог. Им непросто решиться на переселение в другие места.

Можно ли решить проблему?

Исследователи объяснили, что проблему можно решить, пытаясь сохранить холодную температуру вечной мерзлоты. Но этот способ довольно дорогой и рискованный.

Некоторые автомагистрали на Аляске уже построены с так называемыми воздушными конвекционными насыпями. Такой метод предполагает размещение пористого материала в поверхностном слое дорог. Это стимулирует отвод тепла от промерзшей земли.

Более известный и разумный способ решения проблемы – уменьшение выбросов парниковых газов. Это позволит снизить температуру, до которой прогрелась планета, напомнил Пол Кристофферсен, гляциолог из Института полярных исследований имени Скотта в Кембридже (Великобритания).

Сегодня команда продолжает внимательно изучать вечную мерзлоту. Новая цель исследователей – оценить, сколько углекислого газа, заключенного внутри замерзшей земли, высвобождается по мере ее нагревания.

Результаты исследования опубликовал журнал Nature Reviews Earth & Environment.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», в Канадской Арктике выросла популяция пизли: гибрида белого медведя и гризли.