• Как рождаются звезды: созданы космические карты звездных «питомников».Вокруг Света. Украина
    Суббота, 12 июня 2021

Как рождаются звезды: созданы космические карты звездных «питомников»

Астрономы создали серию карт, на которых показано разнообразие галактик во Вселенной.

Используя комплекс радиотелескопов Атакамы (ALMA), исследователи завершили первую перепись молекулярных облаков во Вселенной. Их описание было представлено на 238-м заседании Американского астрономического общества, и доступно на arXiv.

Вопреки предыдущим мнениям звездные питомники оказались весьма разнообразны. Выяснилось также, что они живут короче, чем предполагалось – всего до 30 миллионов лет, и менее эффективны при звездообразовании. По мнению команды, проводившей наблюдения, выпуск каталога — большой шаг вперед в понимании процессов рождения звезд.

Звезды образуются из плотных молекулярных облаков – из пыли и газа — в областях межзвездного пространства, известных как «звездные ясли». Одно молекулярное облако, которое в основном содержит атомы водорода, может в тысячи раз превышать массу Солнца.

Если в такой области собирается достаточно газа и пыли, она начинает уплотнятся под действием собственной гравитации. При этом она медленно нагревается и расширяется, захватывая все больше газа и пыли. При достаточном количестве материала такое облако становится предзвездным ядром, и начинает процесс превращения в звезду. В течение следующих примерно 50 000 лет, оно сократится и уплотнится, чтобы стать внутренним ядром звезды.

Избыточный материал при этом выбрасывается к полюсам звезды, и вокруг звезды образуется диск из газа и пыли. Затем эта материя либо включается в звезду, либо изгоняется в более широкий диск, что приводит к образованию планет.

За последние пять лет международная группа исследователей, работающая с командой Национальной радиоастрономической обсерватории, исследовала и нанесла на карту более 100 000 «звездных яслей» в 90 близлежащих галактиках, с тем, чтобы уточнить представления о происхождении звезд. Каждые такие ясли могут за время своего существования образовать тысячи или даже десятки тысяч новых звезд.

Чтобы понять звездообразование в разных типах галактик, команда фиксировала сходства и различия в свойствах молекулярного газа и процессах звездообразования. Выяснилось, что излучение и тепло молодых звезд быстро рассеивают и растворяют облака, породившие их, разрушая их до того, как они успевают преобразовать в звезды большую часть своей массы. При этом, свойства звездообразующих облаков зависят от того, где они расположены: облака в плотных центральных областях галактик имеют тенденцию быть более массивными, плотными и турбулентными, чем облака, которые находятся на тихих галактических окраинах.

Для команды новый атлас не означает конец пути. Поиск ответов на старые вопросы поднял новые.

Американские астрофизики разработали самую реалистичную 3D-модель рождения звезды.

По материалам The Daily Mail