• Коноплю впервые начали культивировать в Древнем Китае еще в эпоху неолита.Вокруг Света. Украина
    Фото: Getty Images
    Понедельник, 19 июля 2021

Коноплю впервые начали культивировать в Древнем Китае еще в эпоху неолита

Со времени одомашнивания, конопля и каннабис разделились на две генетические группы. Каннабис представлен в широком ассортименте сортов, каждый из которых обладает уникальной конфигурацией психоактивных веществ.

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Science Advances, процесс селекционного разведения конопли был начат в период раннего неолита на территории нынешнего северо-западного Китая.

Предыдущие генетические исследования предполагали, что окультуривание конопли началось на Тибетском плато. Затем из Китая были получены археологические свидетельства использования конопляного шнура,  датируемые примерно 12 000 лет назад. Таким образом, можно считать установленным, что конопля, и ее психоактивный вариант, каннабис, были введены где-то в Азии , хотя точное определение места остается пока сложной задачей.

Такая трудность в значительной степени связана с тем, что дикий прародитель каннабиса в настоящее время вымер, и, потому, не может быть изучен напрямую. Его нишу в природе заняли специально культивируемые сорта конопли и каннабиса, а также некоторые более древние сорта, называемые старыми сортами. Хотя это не то же самое, что оригинальные растения дикого каннабиса, они менее одомашнены, чем современные коммерческие сорта, поскольку на протяжении веков были изменяемы скорее естественным отбором, чем интенсивными программами селекции под руководством человека.

Чтобы проследить историю растения, авторы исследования проанализировали геномы 110 различных сортов каннабиса со всего мира, включая 82 новых генома и 28 общедоступных. В совокупности они охватывают весь спектр современных сортов, а также дикорастущие разновидности, которые возникают, когда семена одомашненных разновидностей «ускользают» в дикую природу и начинают размножаться естественным путем.

Оценив генетические отношения между этими растениями, исследователи отметили, что каждый современный сорт конопли — с незначительным содержанием каннабиоидов, и наркотического каннабиса можно проследить до «наследственного генофонда», который, по-видимому, уходит корнями в китайские местные сорта и дикие растения.

Кроме того, геномное датирование показало, что первые одомашненные предки современных растений каннабиса произошли от ныне вымершего дикого предка около 12000 лет назад, указывая на то, что этот вид был одомашнен уже во времена раннего неолита.

С тех пор интенсивное разведение и селекционная работа привели к появлению двух отдельных генетических групп: собственно конопли и ее психоактивной разновидности — каннабиса. Сравнивая две эти линии, авторы исследования обнаружили 134 гена, специфичных для конопли, и 472 гена, уникальных для психоактивного каннабиса.

Эти гены контролируют такие характеристики, как ветвление и формирование цветков, а также содержание активных веществ. Так, гены, кодирующие фермент, синтезирующий тетрагидроканнабинол (ТГК) — основной психоактивный компонент каннабиса — полностью экспрессируются в большинстве лекарственных растений, но отсутствуют в конопле.

Возможно, ученым придется пересмотреть представления о древних иудейских богослужениях:  археологи нашли свидетельства использования каннабиса в ходе религиозных ритуалов в древней  Иудее.

По материалам  IFLScience