• Люди и пчелы ведут похожую общественную жизнь.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Среда, 2 декабря 2020

Люди и пчелы ведут похожую общественную жизнь

Открытие столь удивительного сходства между такими далекими живыми существами, по мнению исследователей, может свидетельствовать об универсальных биологических принципах и механизмах, лежащих в основе социальной структуры. То есть сложные сообщества могут иметь одни и те же простые и универсальные закономерности развития.

Группа ученых из Университета Иллинойса в Урбане-Шампейне (США) изучает медоносных пчел и их социальную структуру. Они используют этих насекомых в качестве образца, по которому можно исследовать устройство сложных сообществ.

Результаты последней их работы показывают, что существует детальное сходство между социальным общением Homo sapiens и пчел. Исследование, проведенное этими специалистами ранее, включало в себя визуализацию пчел с высоким разрешением. Каждое насекомое, как и в новой работе, снабжали штрихкодом.

Ученые изучали трофаллаксис — обмен пищей и выделениями желез, наблюдаемый у отдельных особей некоторых насекомых (пчел, муравьев, термитов). При этом пчелы передают пищу изо рта в рот и задействуют этот процесс не только для кормления, но и для общения.

В связи с этим ученые сосредоточили внимание на трофаллаксисе. Прошлое исследование рассматривало количество времени, через которое насекомые осуществляли подобное взаимодействие (оно показало неоднородность в распределении подобных эпизодов). На этот раз специалисты задались вопросом, сколько времени медоносные пчелы (Apis mellifera) тратили на само общение. Выяснилось, что оно тоже было неоднородным — как короткие, так и продолжительные эпизоды.

Используя математические теории, ученые предположили, что более долгое общение может быть связано с теми особями, которые «симпатичны» той или иной пчеле, вступающей во взаимодействие. Примерно то же происходит у людей: с друзьями, родственниками или теми, кто нам нравится, мы общаемся больше, чем с незнакомцами. Кроме того, ученые показали, что пчелы имеют персональные отличия, но при этом проявляют меньшую индивидуальность, чем люди.

«Вокруг Света. Украина» писал о том, почему пчелы строят шестиугольные соты.  Чарльз Дарвин писал, что пчелиные соты — идеальный образец экономичного использования усилий и строительного материала.